КЛУБ ПРИКАЗЧИКОВ
В современном мире аналогом дореволюционного приказчика может служить менеджер коммерческой компании. Получается, в советские времена, в виду отсутствия частных компаний, их можно ассоциировать со снабженцами, завхозами, управляющими? Раньше не задумывалась над этим.
Приказчики работали подобно нынешним предпринимателям, имели собственные счета в обществах взаимного кредита, своеобразных кооперативных банках. В 1871 году такую организацию учредили и ростовские #приказчики. В конце 1880-х годов Общество приняло решение о строительстве собственного помещения. В 1890-х годах началось строительство каменного трёхэтажного здания в квартале между улицами Темерницкой и Казанской (ныне ул. Серафимовича). Строительство велось под надзором городского архитектора Владимира Карповича Шкитко. В 1899 году здание было достроено, и в нём разместилось правление Общества. Отделочные работы проводились до 1902 года.
Фасад по улице Серафимовича выполнен в стилистике неоклассического направления эклектики. В композиции асимметричного фасада выделяются две раскреповки с лопатками. Первый этаж оформлен рустом. Ярусная структура здания подчёркивается формой и декором окон. На первом этаже они оформлены наличниками и декоративными замками. Окна верхних этажей декорированы треугольными сандриками. Фасад завершается трёхчастным карнизом.
В 1912 году к зданию был пристроен новый корпус, который оформлен в стиле #модерн, выходящий фасадом на Темерницкую улицу. Первый этаж рустован, #окна второго этажа имеют прямоугольную форму, а окна третьего этажа сделаны в форме люнетов, обрамлённых архивольтами. Центральная часть фасада выделена четырьмя трёхчетвертными колоннами. Верхняя часть фасада декорирована розетками и геометрическими вставками.
В начале XX века в клубе часто проходили балы, маскарады, рождественские и пасхальные вечера. Здесь выступали с гастролями Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.
В 1934—1935 годах здание было частично реконструировано, его занял «Театр музыкальной комедии». В середине 1950-х годов проводился капитальный ремонт здания. В 1957 году была сооружена кирпичная пристройка, выполненная в стилистике основного здания(фото 9-10).
Здание Клуба Приказчиков является уникальным памятником архитектуры кон.XIX - нач.ХХв. Представляет собой редкий образец клубного здания переходного периода от эклектики к модерну, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра #ростовнадону.
К началу 1990-х годов здание уже находилось в предаварийном состоянии. В 2000 году труппа «Театра музыкальной комедии» переехала в новое здание, и с тех пор здание бывшего клуба приказчиков не эксплуатировалось.
По временам муссируются слухи про ремонтно-реставрационные работы. В 2014-ом писали, что уж московские реставраторы приехали, восхитились, рассчитали, всё учли и как только, так сразу и приступят.
В ожидании "как только" можно походить вокруг да около, хотя бы табличками полюбоваться.
Одна из табличек о том, что с 9 по 14 апреля 1918 года в здании проходил I съезд Советов Донской республики, в котором приняли участие более 800 человек.
В 1920-х годах в помещениях бывшего клуба приказчиков разместился Дом Красной Армии. И эдесь в 1927 году выступил В. В. Маяковский. В память об этом событии на здании тоже есть мемориальная табличка. А вот памятная табличка о том, что здание Клуба Приказчиков является памятником федерального значения и охраняется государством не дождалась пресловутого кактолько. На фото видно, что от неё на стене остался лишь неприметный след.
Этот след для меня прозвучал песней Новеллы Матвеевой:
***
И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
***
И в тёплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.
Всегда есть те, кому не понять, и те, кому достаточно просто любить.