Когда мы купили участок, построили дом и первый раз встал вопрос о планировке участка, мы задумались - каким мы хотим видеть свой сад?
Мы написали список "хотелок", выглядел он примерно так:
- мангал с беседкой
- вишневый сад
- яблоневый сад
- пионы
- ирисы
- пруд
- хвойные
- новогодняя елка и т.д.
Общие пожелания были - сад чтобы можно было гулять (значит много извилистых дорожек), чтобы были зоны солнечные и тенистые, зеленый газон и красивые цветы.
Полистав журналы и картинки в интернете я задумалась, как все это вписать в участок? И совершенно случайно наткнулась на сады Джона Брукса. Сразу заказала его книгу и поняла, что "попала")
Его сады были именно тем самым что я не могла выразить - с одной стороны абсолютная "природность" но на такой тонкой грани с ухоженнностью, что даже не допускается мысль о неряшливости. Извилистые дорожки, массивы зелени, зеленые газоны извилистой змейкой уводящие куда-то. И апогеем были - синие скамейки! Это был "контрольный выстрел")))
Итак, знакомимся!
Джон Брукс (John Brookes) родился в 1933 году в сельской местности. Его мать была цветоводом. Как признается сам Брукс, первые свои опыты по озеленению он проводил на участке возле дома, в котором вырос. Позже изучал ландшафтный дизайн в колледже при Лондонском университете, затем, в 1954 году, работал подмастерьем в Парковом департаменте Ноттингемской корпорации (Nottingham Corporation Parks Department). Его становлению как ландшафтного дизайнера способствовала работа с величайшими ландшафтницами 20 столетия Сильвией Кроу (Sylvia Crowe) и Брендой Кольвин (Brenda Colvin).
В 2004 году он стал Членом ордена Британской империи (MBE), и в том же году получил премию от американской Ассоциации профессиональных ландшафтных дизайнеров.
Заслужил такое признание Джон Брукс не только своими интересными проектами (их более 1200 по всему миру), всемирно известным садом Денманс (Denmans Lane, Fontwell, West Sussex, England, BN18 0SU) – собственностью и своеобразным выставочно-опытным полигоном самого Мастера, но и колоссальным количеством изданных книг. Так, Библией ландшафтников стало издание «Дизайн сада».
Кроме того, Джон Брукс читает лекции в Королевском Ботаническом Саду Кью-Гарденз, проводит мастер-классы в Европе, США, Канаде, Австралии, в Японии, Новой Зеландии. Популярность их так велика, что на эти курсы съезжаются студенты и цветоводы-любители со всего мира.
Чем же подкупают сады Джона Брукса? Давайте "заглянем" к нему в сад в Денманс. Он конечно очень большой. Но в своем саду он умело работает с использованием растений местной флоры.
Интересен тот факт, что английские школьники на примере изучения именно этого сада (исходя из официально утверждённой программы) получают своё первое представление о садоводстве, как таковом, а также о разнообразии стилей и основных принципах ландшафтного дизайна.
Его входная зона занимает территорию когда-то располагавшегося здесь фермерского двора. Наряду с местными растениями здесь высажены и ввезённые, но они расположены так, как росли бы в дикой природе. Это создает гармонию данного участка с самим садом.
Здесь вы встретите очень милые скульптуры домашних птиц (гусей и кур), порхающих серебряных рыбок и безмятежно отдыхающего в густой траве мальчика. Брукс считает, что сад во многом похож на книгу, разделенную на главы и параграфы. Те, в свою очередь, состоят из предложений, в конце которых иногда ставится восклицательных знак. Именно для этого и служит скульптура. Важно только не переборщить. Если скульптуры в саду становится много, её надо маскировать среди растений, чтобы она выглядела, как случайно поставленная.
Сад Джона Брукса Денманс - полностью экологичный. Он сам говорит: «Мой подход к садоводству заключается в том, чтобы подбирать те растения, которые любят сложившиеся условия. Я, практически, никогда их не подкармливаю».
Здесь не встретишь беседок и альпинариев, пышно цветущих клумб. Зато в самых потайных его уголках вы наверняка наткнётесь на старые пни, обросшие грибами, сухие коряги и стволы. И это не случайно. Во-первых, они придают особый колорит запущенности сада, а во-вторых – это прибежище некоторых видов жуков и других насекомых, чьё присутствие идет саду на пользу.
Брукс любит обилие пронзительного цвета в солнечных местах и считает, что структура сада создаётся прежде всего кустарниками. Вот почему вы обязательно увидите здесь буйство пестролистных растений, сизые, лимонные и пурпурные шапки кустарников, фонтаны трав в великолепном беспорядке цвета и форм, создающие ошеломляющий эффект, а также сиреневые гроздья глициний и лиан, увивающих стены забора, снежное кружево цветущих яблонь и легкие краски неброских цветов на фоне гравийной отсыпки.
Это сад так называемого коттеджного стиля – стиля очень мягкого. Он создает условия для умиротворенного созерцания растений, позволяет наслаждаться красотой. Джон Брукс не пытается придерживаться каких-либо иных стилей и делает все по-своему.
Вот некоторые тезисы Джона Брукса о принципах создания садов:
- Самый первый вопрос, который надо задать себе - Кто будет ухаживать за садом? От этого зависит, как подходить к проектированию. Делать ли сад простым в уходе или рассчитывать на профессионализм садовника.
- На план участка Джон Брукс накладывает сетку, сомасштабную пропорциям дома. Проект сада соотносится с этой сеткой. При удалении от здания, размер сетки увеличивается. То есть мелкие детали проектируются ближе к дому, а к периферии – крупные объекты.
- Растения – наполнение сада. Среди них выделаются скелетные посадки, фокусные и заполняющие растения.
- Он противник "химии" - не использует удобрения. Он говорит: «Мой подход к садоводству заключается в том, чтобы подбирать те растения, которые любят сложившиеся условия. Я, практически, никогда их не подкармливаю».
- Джон Брукс рекомендует спокойнее относиться к сорнякам. Это аборигены в саду и имеют право на жизнь.
- "Контролируемый беспорядок" в саду
Именно эти принципы я и взяла в свой сад. Сад, который мне хотелось, чтобы гости читали как интересную книгу - где не знаешь что будет на следующей странице и интрига сохраняется до последнего абзаца))))
Хотелось, чтобы сад выглядел "не прилизанным", не "выпячивался" яркими красками и неуместными постройками.
Для ценителей загородной жизни многих стран имя Джона Брукса (John Brookes) ассоциируется с «классическим» образом английского сада – уютным, функциональным, без китча и вычурных деталей, легким в обслуживании. Сада, который соответствует стилю жизни его обитателей, гармонирует с ландшафтом и окружающими постройками.
Тут лучше чем, сам Д.Брукс и не скажешь:
В том-то и дело, что пограничная черта между тем, что мы называем дикой природой и упорядоченным беспорядком, очень тонкая, почти незаметная. И это в основном связано с тем, как вы используете растения и что подразумеваете под словом «сорняки». Потому что многие из местных растений можно считать сорняками только в тех случаях, когда они появляются на участках, предназначенных для других растений. Постепенно в течение XX века росла потребность в сохранении дикой природы, диких местных растений. Так вот, эта «дикость» должна быть контролируемой, иначе она может перерасти в хаос.
Если экологическое направление будет развиваться и дальше, то его конечной точкой станет следующее: мы должны быть счастливы с тем, что имеем, жить в том окружении, которое естественно для данной местности. Тем более что в последние годы большой проблемой становится уход за садами, связанный с немалыми трудозатратами на их содержание.
Ландшафтное искусство должно давать решение проблемы на основании того, что собой представляет данный участок, когда вы не привносите извне, а используете его внутреннюю структуру, внутреннюю силу. То есть что я хочу сказать: существует новое направление, новая тенденция.
Это они и есть. Следовать природе. И я хотел бы подчеркнуть: для того, чтобы дикость природы не стала хаосом, нужен дизайн… чтобы контролировать кажущуюся природную дикость.
На самом деле, существует очень мало хорошего современного дизайна для руководства владельца небольшого сада в России. Современные примеры, которые я видел, были в викторианском духе - с кусочками газона, суетливыми дорожками и абсолютно без ощущения широкого размаха.
Добавляют цвета пейзажу покрашенные в различные оттенки глубокого синегоскамейки (все оттенки этого цвета очень любимы Джоном Бруксом)
Без сомнения ярко-синие скамейки и стали тем последним восклицательным знаком, которым Джон Брукс завершил свое прекрасное творение и которые надолго остаются в памяти посетителей сада Денманс.
Не знаю насколько мне удалось воплотить идеи и общий стиль Джона Брукса в саду) Но его творчество в любом случае уже классика и изучает его надо!
Много получилось фото)))
Очень хочется услышать отклик) Жду Вашей оценке статьи в виде лайка!
Ну и темы интересующие Вас