C
Часть 2: Vertigo (Сентябрь 1969 – Май 1970)
После возвращения из второй поездки в Германию Осси Бирн снова отправляет группу в Wessex Studios, на этот раз уже для работы над дебютной пластинкой. Большая часть будущего альбома, озаглавленного просто “Cressida”, была записана вживую. Музыканты записывались, находясь все в одном помещении, раз за разом играя песню за песней. Во множестве дублей не было необходимости, так как весь материал был уже обкатан на многочисленных концертах. Кстати, Иэн Кларк опровергнул в своём интервью для портала “Progarchives.com” не понятно откуда взявшуюся информацию об использовании во время записи меллотрона; «Вопреки устоявшемуся мнению, меллотрон мы прaктически не использовали. В студии был один, и я думаю, что Питер что-то там колдовал с ним, но на записи мы использовали его только во фрагменте одной из песен, не более, насколько я помню».
А вот, что вспоминал Кевин Маккарти об этой сессии: «В студии при записи бэк-вокальных партий мы все столпились вокруг микрофона и пели в унисон партию за партией».
В это же время группа начинает активно выступать в лондонском клубе “Marquee” и других популярных у молодежи местах города, - “Speakeasy”, “Revolution”, “Blaises” и других. Публики в этих заведениях всегда было полно, что, конечно же шло группе только на пользу, кроме того, завсегдатаями подобных заведений были представители звукозаписывающих лейблов в поисках «свежего мяса». За эти несколько месяцев CRESSIDA делила сцену с такими командами, как MOTT THE HOOPLE, MAN, EAST OF EDEN, BARCLAY JAMES HARVEST.
Примечательный факт, - после одного из этих концертов в “Marquee” к группе за кулисы пришла молодая пара с вопросом, не хотели бы они выступить в Чехословакии? Поначалу это предложение все встретили с изрядной долей скепсиса, ведь Чехословакия тогда входила в коммунистический блок и западным музыкантам дорога за «железный занавес» была закрыта. К тому же еще свежи в памяти были недавние события 1968 года… Однако, к величайшему изумлению музыкантов, где-то через месяц пришло официальное приглашение группе выступить на музыкальном фестивале в Братиславе в ноябре 1969 года. И 12 ноября музыканты в компании Осси Бирна и тур-менеджера Мелом Бейстером (Mel Baister) вылетели в Братиславу, где выступили на большой фестивальной сцене в компании с несколькими группами из Восточной Европы. Все расходы были оплачены из госказны Чехословакии. Так CRESSIDA стали единственным участником фестиваля из капиталистической страны, что в те времена было просто неслыханным событием. А вот Кевин уже не первый раз выступал за «железным занавесом», напомню, что он еще до прихода в CRESSIDA выступал в Польше.
По возвращении из Чехословакии группа продолжила выступать в клубах и колледжах Лондона, попутно работая над записью своего альбома. В январе 1970 года, наконец, запись была полностью готова и альбом пошёл в производство.
И вот, невзирая на всякие суеверия, в пятницу 13 февраля 1970 года, дебютный альбом появился в продаже. Диск был выпущен фирмой Vertigo, причем в этот день помимо дебютника CRESSIDA, состоялся релиз еще двух альбомов компании, свои первые пластинки выпустили Род Стюарт с “An Old Raincoat Won’t Ever Let You” и BLACK SABBATH со своим знаменитым одноименным альбомом.
Vertigo можно перевести как головокружение, а во французском языке это слово означает дурь, прихоть, причуда.
В медицине этим термином описывают головокружение, испытываемое пациентом чувство, что либо он, либо окружающие его предметы находятся в постоянном движении вокруг него.
Что касается лейбла, то он был основан осенью 1969 года звукозаписывающим гигантом Philips с целью вступить в соперничество с созданными ранее суб-лейблами своих основных конкурентов на новом рынке прогрессивного рока, быстро становившимся бешено популярным среди молодежи стилем популярной музыки.
Поэтому было решено создать отдельный лейбл, специализацией которого стал прог-рок. Конкурировать же предстояло с Harvest (EMI Records), Neon (RCA) и Deram (Decca).
Инициаторами создания Vertigo были менеджер Джерри Брон (Jerry Bron), Тони Ривз (Tony Reeves) и генеральный директор британского филиала концерна Philips Олаф Вайпер (Olav Wyper), который, кстати, лично подписал контракт с Black Sabbath. Лейбл также знаменит дизайном эмблемы компании, сферическими кругами, который также изображался на одной из наклеек пластинок полностью, информация о релизе, трек лист пластинки печатались на наклейке другой стороны, известен как “Swirl label” или просто “swirl”.
Примечательно, что альбом “Cressida” стал последним альбомом компании с первоначальной системой каталожных номеров (VO 7), далее были только цифровые семизначные номера. А вообще первым альбомом Vertigo стал альбом “Valentyne Suite” COLLOSSEUM.
Дебют CRESSIDA получил хвалебные отзывы музыкальных критиков и в первые несколько недель регулярную ротацию в эфире радиостанций.
Итак, что же получили слушатели и окупали тогда, в 70-м году, под черной обложкой с причудливым геометрическим рисунком? Пока опустим тот факт, что все купившие тогда эту пластинку получили прекрасное вложение средств, об этом позже. Сейчас о том, что же люди услышали на одноименном с названием группы дебюте со знаменитым «сверлом» на этикетке и каталожным номером VO 7. А услышали все прекрасный образчик зарождавшегося тогда прогрессивного рока или, как принято называть сейчас, прото-прогрока, основанного, с одной стороны, на типичном звучании симфо-рока конца 60-х, с долей, как и положено, психоделии, и с другой стороны, в звучании группы уже явственно слышны элементы той музыки, что очень скоро получит массовое распространение у многочисленных апологетов прогрессива. Звучание мягкое, завораживающее. В основе лежит орган Дженнингса, очень удачно подкрепляемый гитарой Хейуорта. И, конечно же, мягкий душевный голос Ангуса Коллена, который, если проводить параллели, напоминает одновременно и голос Хейворда из Moody Bluesи Гастингса из Caravan. В отличии от большинства групп прог-рока CRESSIDA предлагает двенадцать достаточно коротких песен, слушающихся на одном дыхании. И хотя здесь нет явных «хитов» в привычном понимании, но каждая из песен хороша в отдельности, и в то же время очень органично слушаются вместе.
На волне теплого приёма альбома группа снова отправляется в студию в конце февраля для записи сингла. В этих сессиях была записана песня ‘Situation’, которая, однако, по непонятным причинам так и не была издана.
Сразу после этих записей парни отправляются во Францию, где в течении четырех вечеров в компании с East Of Eden и Brian Anger’s Trinity участвуют в небывалых шоу в Руане, где в городских предместьях, под открытым небом были натянуты огромные шатры и оборудовано сразу три сцены, на которых и выступали музыканты, а между их выступлениями шоу продолжали артисты цирка. Все это сопровождалось психоделическим световым шоу. На одном из выступлений к группе на сцене присоединился Крис Фарлоу из Collosseum и исполнил вместе с ними несколько блюзовых стандартов.
После этих фееричных концертов во Франции группа едет в Германию, где на протяжении двух недель выступает в мюнхенском клубе “Blow-Up”. Именно те концерты и их фантастическая атмосфера вдохновили Питера Дженнингса на создание одной из жемчужин CRESSIDA, композиции, которую так и назвали, - ‘Munich’, и которая войдет чуть позже во второй альбом группы.
Но вместе с тем, к сожалению, именно во время пребывания в Мюнхене, напряженность и личностные конфликты, копившиеся внутри коллектива, впервые вышли на поверхность. И несмотря на все прилагаемые усилия стало ясно, что в составе неизбежны скорые изменения.
По возвращении в Лондон так и произошло, - Джон Хейуорт покинул группу. В срочном порядке были начаты поиски нового гитариста. Нужен был разносторонний музыкант, который мог бы одинаково хорошо исполнять как прямолинейные роковые номера, так и более сложные вещи с джазовым оттенком и склонностью к импровизации.
Кевин: «Мы прослушали множество гитаристов, среди которых был парень из группы CREATION, который мог играть на гитаре скрипичным смычком, еще был будущий гитарист THE SWEET и из группы MAN».
Одним из пришедших на прослушивание был и Джон Калли. Джон вспоминает: «Мне запомнилось, что, придя на прослушивание, я был очень впечатлен уровнем мастерства всех музыкантов и качеством материала. Я понял, что очень хочу стать частью этой группы и что для этого надо показать все, на что я был способен! Что, взяв меня, парни сделают правильный выбор! Конечно, это было нелегко, ведь Джон Хейуорт играл в группе очень важную роль и был автором многих отличных песен».
И после нескольких прослушиваний Джон Калли был принят. Это случилось в мае 1970 года, и после ряда интенсивных репетиций, группа возвращается в Мюнхен с новым гитаристом и с вновь появившимся чувством оптимизма.
Частые выступления не проходят даром, музыка группы продолжает развиваться, мастерство растет. Вот отрывок из рецензии после одного из выступлений: «…группа демонстрирует большое разнообразие, как инструментальное, так и стилистическое, и, несмотря на это, звучание группы мгновенно узнаваемо, музыка непринужденно перетекает от одной кульминации к другой, композиции слушаются на одном дыхании. Несомненно, это один из ярчайших представителей британского прогрессивного рока!»
Александр Ковтун (ProgIsland, SPb, апрель 2020)