Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

Романов переулок: богемный салон Галины Серебряковой. От жены наркома до узницы лагерей

В столице СССР сразу несколько светских львиц могли претендовать на звание «наследницы Зинаиды Волконской», самой известной в русской истории владелицы художественного салона.

Например, Наталья Розенель, супруга наркома просвещения Луначарского, привечавшая в своем доме в Денежном переулке творческих людей 1920-х. Или Евгения Ежова, жена наркома внутренних дел – ее вечера в Малом Палашевском переулке посещали М. Шолохов (ее «друг сердца»), Бабель, Утесов, Эйзенштейн и др.

Но сегодня мы вспомним о Галине Серебряковой, жене наркома финансов Григория Сокольникова. (Фамилию она оставила от бывшего мужа – замнармкома Леонида Серебрякова).

Галина Серебрякова, советская писательница
Галина Серебрякова, советская писательница
Мы уже встречались с Галиной Иосфовной, на тот момент уже пожилой женщиной, когда она пришла к министру Демичеву и прямо во время аудиенции стала расстегивать на груди кофточку.
А сейчас молодая цветущая Галина известна всей творческой интеллигенции Москвы как хозяйка светского салона в своей квартире в Романовом переулке.
"Номенклатурный дом" в Романовом пер.
"Номенклатурный дом" в Романовом пер.

Сейчас этот дом в Романовом переулке сплошь увешан памятными досками в честь своих жильцов, за что получил прозвище «дом-иконостас».

Соседями Серебряковой по дому были первые советские маршалы, члены политбюро, артисты московских театров, музыканты, художники. Вечера у Нины и ее мужа посещали Бухарин, Тухачевский, Ордожникидзе, Фрунзе, Пильняк, Пастернак (одноклассник Сокольникова по гимназии).

Г. Серебрякова
Г. Серебрякова

Приходили и малоизвестные гости. Например, молодой Дмитрий Шостакович. В середине 1920-х композитор очень хотел переехать в Москву, прилагал к этому много усилий.

Именно у Серебряковой Шостакович познакомился с Михаилом Тухачевским. Последний развлекал посетителей игрой на скрипке. Шостакович пишет о нем другу:

«В Москве живет один очень известный человек. Он занимает высокий пост, он имеет свой автомобиль, но, как все великие люди, имеет одну слабость. Он безумно любит музыку и играет на скрипке… Фамилия его Тухачевский.

Д. Шостакович
Д. Шостакович

Я играл ему, а он спросил меня, хочу ли я перебраться в Москву?

Я сказал: «Хочу, но…» - «Что но?» - «Как же я здесь устроюсь?» - «Вы только захотите, а устроить такого человека, как вы, не будет трудно».

Вернувшись в Питер, Шостакович напомнил Тухачевскому его обещание и попросил посодействовать в получении комнаты, но в тот раз переезд не состоялся. Композитор был в тяжелом состоянии духа:

«Поганый город Москва! Почему же он не хочет дать мне места в лоне своем?

Тамошняя теснота производит на меня скверное впечатление. Комнаты не найти, службы не найти. Низкие дома, масса народу на улице, но все-таки я рвусь туда всей душой».

М. Тухачевский
М. Тухачевский

Несмотря на внешний лоск, благополучие было, скорее, внешним. Серебрякова позднее вспоминала, что в квартире на каждой вещи был прибит металлический инвентарный номер. Своим был только рояль.

Хозяева и завсегдатаи салона жили в противоречивой действительности. С одной стороны, близость к власть предержащим давала им возможности для воплощения своих материальных или творческих планов.

С другой – такое тесное общение могло привести к опасным последствиям. Политическая борьба в Кремле становилась острее с каждым годом…

Г. Серебрякова
Г. Серебрякова

Однажды Галина зашла в кабинет своего мужа с подносом с кофе и услышала слова одного из участников проходившего там совещания: «Коба зарвался, надо его ликвидировать». Но Коба сам решил ликвидировать Сокольникова и его соратников.

Галину арестовали в 1936, вслед за мужем, и выслали в Семипалатинск. В 1939 г. приговорили к 8 годам лагерей. Освободившись в 1945-м, на работала фельдшером в Джамбуле, но через четыре года ее опять взяли и на этот раз дали «десятку» за контрреволюционную агитацию.

Г. И. Серебрякова
Г. И. Серебрякова

Реабилитировали Галину Серебрякову в 1956 году.

Спустя 30 с лишним лет она выпустила книгу своих воспоминаний о лагере под названием «Смерч».

Г. Серебрякова выпустила романы о Марксе и Энгельсе в серии ЖЗЛ. Ее произведения были признаны советской властью
Г. Серебрякова выпустила романы о Марксе и Энгельсе в серии ЖЗЛ. Ее произведения были признаны советской властью

Галина Иосифовна много выступала, показывая аудитории шрамы на груди – следы от ран, полученных в застенках Лубянки. Во время такой страшной демонстрации в 1961 году, на встрече Хрущева с интеллигенцией в Кремле, публика услышала звук падающего тела.

Это упал в обморок ее старый друг, которого она укладывала спать на казенном диване ее мужа по окончании ночных посиделок в Романовом переулке – композитор Дмитрий Шостакович.

При подготовке поста использованы книги: А. Васькин «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой», материалы из Википедии.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Романов переулок: каморка без окон в 5 кв.м. для примы Большого Ирины Архиповой