(Gold, 2016, США)
Мэттью МакКонахи - это вам не нынешние горемыки-халтурщики Николас Кейдж и Брюс Уиллис, а пока ещё знак качества. Поэтому каждый очередной его фильм - неотвратимость, которую так или иначе смотришь. А если это вдобавок авантюрная драма по мотивам реальных событий, тут и подавно вынь да положь себе два лишних часа досуга безо всяких отмазок.
Разве что видок у Мэттью в "Золоте", мягко говоря, пугающий. Для этой роли он отъел себе пузо, выщипал на макушке плешь и вставил кривые зубы - почти как Кристиан Бейл в "Афере по-американски", - но это и ему, и фильму только в плюс. Ибо плох тот актёр, кто разучился удивлять своих поклонников, и МакКонахи о сей прописной истине не забывает.
На поверку сия движуха "по мотивам" тоже довольно любопытна.
Начинается она как типичная производственная историческая драма наподобие "Нефти" Пола Томаса Андерсона. Только в "Золоте", как видим уже по названию, герои ищут в поте лица не чёрную жидкость, а жёлтую "твёрдость". И делают это не в начале, а в конце 20 века; 1993-97 годы, если быть точным.
Однако упс! - стоило картине набрать обороты, как её курс вдруг начал меняться в непредсказуемую сторону (если, конечно, вам не известна история компании Bre-X и её создателя, коего в фильме переименовали в Кенни Уэллса). И в итоге сюжет, крутанув сальто, переобуется в воздухе и не оправдает ваших ожиданий. В хорошем смысле слова. Потому что ещё одно кино из разряда "Упёртый пацан шёл-шёл к успеху и наконец-то дошёл" было бы не так интересно смотреть.
Хотя в прокате интересность "Золота" тоже оказалась спорной. Оно собрало с мира по доллару лишь три четверти от вложенных в него 20 млн., и ушло в историю с надписью "лузер" на майке. В чём, полагаю, как раз и была вина чересчур обычной, без изюминки, завязки фильма. Которая никак не намекает зрителю, что вскоре попрёт крутота, а без таких "предварительных ласк" возбудить в нём интригу очень сложно.
Ещё одно упущение, не пошедшее фильму на пользу - нехватка у главного героя сумасшедшинки, которой радовали похожие герои, к примеру, "Волка с Уолл-стрит", "Оружейного барона" или "Парней со стволами". Да, хвала МакКонахи - его Кенни Уэллс получился не только лысым и толстым, но и непоседливым, часто даже экспрессивным. И тем не менее, при всём старании Мэттью, в остальном этот его образ пресноват и не способен встряхнуть заскучавшего зрителя.
При том, что Уэллса для пущего колорита превратили ещё и в алкаша! Однако зачем - большой вопрос. На практике его страсть к выпивке совершенно излишня. Ага, бухает он из раза в раз по поводу и без, а дальше-то что? Пьяных закидонов и дебошей, что меняли бы течение сюжета, тут всё равно нет. С тем же успехом Кенни мог бы быть судомоделистом или нумизматом - это никак не влияло бы на его характер и поступки. Ну и на кой, скажите тогда, он ходит полфильма навеселе и со стаканом в руке?
***
В общем, так-то картина вполне годная, и Мэттью МакКонахи в нетипичной роли тоже забавен. Однако в тротиловом эквиваленте "Золото", к сожалению, не бомба, а всего лишь взрывпакет. И грохочет совсем не так раскатисто, как могло бы в теории.
А всё потому что, в отличие от вышеупомянутых фильмов про одержимых своей работой, акул капитализма, этот не желает вести себя по-хулигански, с дебошем и руганью. Вот и тушуется на их фоне, тогда как, напротив, ему не мешало бы дерзить, бить посуду и, хватая зрителя за грудки, дышать тому в лицо перегаром.