Найти тему
Спорт уик-энд

«Потеря сезона - это потеря класса»

У «Зенита» есть запас, но надо создавать такие условия, чтобы победы в РПЛ каждой команде давались кровью

Член МОК, президент Федерации тенниса России, Шамиль Тарпищев в интервью корреспонденту нашей газеты рассказал о том, какой видит ситуацию в «Локомотиве» и «Зените», которые на данный момент занимают два первых места в РПЛ. Поговорили мы и о полуфинале Кубка России, в котором схлестнутся «Спартак» и ­команда Сергея Семака. Разумеется, не обошли и теннисную тематику…
- Шамиль Анвярович, самое резонансное решение последних дней приняло руководство московского «Локомотива», которое очень некрасиво рассталось со своей легендой. Юрий Палыч Семин выполнял турнирную задачу, команда шла на втором месте. Гендиректор клуба Василий Кикнадзе дал развернутое объяснение решению об отставке опытнейшего специалиста, стабильно дающего результат, но чуть ли не каждый его ответ можно подвергнуть сомнению. Как вы думаете, почему все так получилось?
- Для того чтобы видеть ситуацию, надо что-то знать, а я не знаю. С Семиным у меня очень хорошие отношения, я его уважаю и как специалиста, и как человека. Мне вообще сейчас многое в футболе непонятно, если говорить абстрактно, потому что судьба любого тренера зависит от трансферов, которые совершает руководство любого клуба. Насколько я понимаю, собака конфликта, наверное, зарыта где-то здесь.
Никто лучше тренера не знает, кого и куда ставить, брать. Но, думаю, не только Семин, но вообще многие наставники сейчас лишены возможности решать трансферные вопросы. А значит, лишены возможности сформировать команду так, как им видится. Неуступчивость в этих делах негативно сказывается на взаимоотношениях с руководством, и это беда не только Семина, а вообще нашего футбола. Я так думаю. Раньше я чаще взаимодействовал со многими нашими футбольными тренерами, и тогда эти проблемы тоже существовали.

Семин все время творил чудеса

- Тренеры есть разные…
- Есть те, которые пытаются руководить тем, кого им дают. А есть те, которые стараются участвовать во всех вопросах формирования команды - такие тренеры всегда неудобны.
К сожалению, не только в футболе. В силу разных факторов нет оптимального варианта создания той вертикали, когда воля тренера была бы на все 100 процентов исполнена так, как он хочет. Хотя если только она исполняется, то можно через какое-то определенное время спрашивать с тренера результат. Были проблемы с составом у Семина, на мой взгляд, не хватало ему длинной скамейки. При всем этом «Локомотив» - второй (а был и чемпионом!), а Семин все время творил чудеса. Его всегда отличал высокий профессионализм. По моим понятиям, руководству надо было и какие-то человеческие отношения выстраивать с Семиным, чтобы не было таких моментов, когда его имя мусолят и преподносят так, будто он в чем-то ущербен. Это абсолютно неправильно.

Наш футбол мог бы быть другим, но…

- На днях говорил с Борисом Игнатьевым, он опроверг слова Кикнадзе, который сказал, что Семин не ходил на матчи «молодежки» и не уделял должного внимания молодым игрокам. И про Мурило странные вещи были сказаны Кикнадзе. Семин ведь по той причине молчал, что не хотел устраивать склоки внутри коллектива и говорить, что ему игрок не нужен…
- Почему вообще игрока взяли, если тренеру он не нужен? Изначально было неправильно. Значит, тот, кто берет и пытается усилить команду, считает себя богом, а тренер должен довольствоваться тем, что ему дают. Вообще хочу сказать, что футбол страдает от того, что он не выстроен от детей до взрослых команд так, как надо. Ведь есть же примеры «Аякса», «Барселоны», «Реала». Должна быть определенная лесенка. Не надо спрашивать результат с детей, надо работать на будущее, а не жить сегодняшним днем. Надо выстроить единую нормальную систему подготовки. Вот Галицкий ведь это сделал в «Краснодаре». Если бы все у нас так сделали, то российский футбол стал бы однозначно другим. И конкурировать могли бы с Европой. К сожалению, этого нет.

«Зенит» часто побеждает, не напрягаясь

- Уже стало известно, что Сергей Семак продолжит работать с «Зенитом». Наверняка он выиграет второй чемпионский титул кряду. Чего ждать от него и команды в обозримом будущем?
- Надо сказать, что Семак - молодец, что так себя показал. «Зенит» - действительно сильнейший клуб России. Хочу сказать, что, в отличие от других наших команд, питерцы имеют практически двойной состав, это дает возможность без проблем побеждать в России. А Семаку ведь ставят другие задачи (успехи в Европе), но они могут решаться только при наличии конкуренции внутри страны. Говорю о той конкуренции, когда с каждым матчем игроки растут. Но ведь в 70 процентах матчей в России у «Зенита» нет предельной нагрузки. Поэтому когда команда попадает в еврокубки, где КПД в каждом матче должен быть на самом высоком уровне, приходится тяжело. У нас ведь просто нет такой практики. Надо создавать такие условия, чтобы конкуренция в чемпионате России была просто дикая, чтобы через кровь давались победы. У нас кто так играет с «Зенитом»?
- «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Краснодар»…
- Да, но всё равно это относительно так, не в полной мере. Ведь когда «Зенит» выходит играть в РПЛ, у него все равно есть определенный запас, который позволяет играть в две трети от полной силы и выигрывать. Такого не должно быть. Вся команда должна работать как часы, чтобы футболисты росли и качество игры становилось лучше. У нас в футболе нет конкуренции в качестве. Посмотрите, даже в сборной России двух человек на одно место найти не могут. Проблема даже не в самих клубах, а в системе. Всё это тяжело достигается. Клубы - это зеркало отечественного спорта.
Помните, мы обсуждали, почему ни один вид спорта не может быть на самофинансировании? По той причине, что многих механизмов нет, которые моли бы наладить такой процесс. Жалко, что разрушили многие хорошие вещи, которые были в СССР и работали бы и сегодня. Многое еще нужно сделать, но это я говорю по своим ощущениям исключительно. Раньше у меня в клубах были друзья, знакомые, а сейчас другое поколение уже. Мы с вами теперь говорим как любители футбола (улыбается).

Спорная ситуация - это всегда жребий

- Давайте немного о «Спартаке». У «красно-белых» есть шанс пробиться в Европу, для этого надо выиграть Кубок России или занять 6-е место в РПЛ и болеть за «Зенит» в Кубке. Сейчас много разговоров о том, как должен определиться хозяин полуфинала между «Зенитом» и «Спартаком»…
- Расклады знаю. Если прибегнуть к жребию, при любом раскладе кто-то будет недоволен. Помню, по-моему, в 1970 году мы с Ольгой Морозовой играли микст в Австрии, вышли в финал. И надо такому случиться: дожди идут и идут.
- И как вышли из ситуации?
- Жребий решал, кто выиграет турнир. И это в финале! Правда, нам повезло: мы по жребию этот турнир вы­играли (улыбается).
- Сумасшедшая ситуация.
- Принцип же простой: когда возникает спорная ситуация, когда какие-то вопросы недоказуемы, тогда нужен жребий. Если в регламенте не прописано что-то, то больше ничего не придумаешь. При любом другом варианте это будет скандальная ситуация. Виноват тот, кто не прописал эти моменты в регламенте.
- Какая главная интрига в оставшихся восьми турах РПЛ, если вы говорите, что «Зенит» сильнее?
- Интрига интригой, но реальность в том, что спортсмены должны готовиться. Если бы мы вообще не играли, то это привело бы к полугодичному простою, срыву тренировочного процесса. И даже если тренироваться можно, а играть нельзя, то это всё равно удар по каждому футболисту в плане его состояния и подготовке к дальнейшим выступлениям. Да и не только в футболе так обстоят дела.

Сезон в теннисе потерян

- Давайте немного поговорим о теннисе…
- Вот у нас Олимпиада на следующий год. Как отбираться людям в Токио? Есть те теннисисты, которые сейчас имеет очки, но непонятно, что с ними теперь будет. Пропадут? Отбор на Олимпиаду должен заканчиваться после «Ролан Гарроса»-2021. И получается, что в начале следующего года все должны будут бегать по разным турнирам, набирать очки, чтобы попасть на Олимпиаду? Это означает полное отсутствие тренировочного процесса. То есть недостаток очков, за которые ты борешься, не позволяет тебе держать себя в форме на перспективу с точки зрения методологической составляющей. Хорошо, если те деньги, которые были положены на соревнования, которые не состоялись, теперь можно будет пустить на сборы. Нынешний сезон в теннисе практически потерян. Даже если мы скоро начнем соревнования, класса игры ни у кого не будет. Будет чехарда. Если появится шанс играть в этом году, то надо на соревнованиях работать на перспективу.
- Не все теннисисты это могут себе позволить.
- Согласен. Но подготовительные сборы по месяцу или хотя бы по 21 дню надо делать абсолютно по всем возрастным группам, чтобы вкатиться в следующий сезон. Придется на фоне больших нагрузок участвовать в соревнованиях. К этому надо быть готовым. И это можно говорить о любом другом виде спорта: потеря сезона - это потеря класса.
Константин Ромин.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Подписывайтесь на наш канал Вконтакте