Найти тему
Мир за вуалью

Древнеегипетская книга мёртвых

Есть великое множество теорий и мистического романтизма, выстроенных вокруг «Книги Мёртвых».

Спешу Вас заверить, что «Книга Мёртвых» не что иное, как сборник египетских гимнов и религиозных текстов. Но почему она так называется?

Название пришло от египтолога Карла Рихарда Леписиуса, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», а дословно её название переводится как «Главы о выходе к свету дня». В простонародье книгу окрестили «Книга мёртвого человека». Этот «сборник» помещали в гробницу к умершему с целью преодолеть опасности, что может встретиться в загробном мире. Внимание, эти главы не являются путеводителем по загробному миру, скорее они повествуют о трансформации души и в своей совокупности являются магической формулой, что способствует душе достигнуть поставленной цели.

Книга мёртвых перерождение более ранних собраний заупокойных текстов, таких как: Тексты саркофагов и Тексты пирамид.

Тексты саркофагов в Среднем царстве были высечены на поверхности саркофагов и содержали погребальные заклинания. А Тексты пирамид из Древнего царства также являлись произведением религиозных и заупокойных текстов, но отличие только в том, что они покрывали стены внутренних помещений гробниц.

Сохранилось множество свитков из Книги Мёртвых, и они имеют очень большие отличия друг от друга. Количества глав, как считают некоторые египтологи, напрямую зависело от социального статуса человека. Отличая, присутствуют практически во всех написаниях данной книги и это сделано для каждого умершего с индивидуальным подходом к личности.

Сколько может быть глав в содержании? От одной до двухсот, но опять-таки, это то, что смогло «дожить» до наших дней. Порядок глав обычно такой, как они воспевались во время похоронной процессии. Доподлинно сам ритуал не восстановлен, но удалось воссоздать только некоторые части процессии.

Пример сохранённого свитка Книги Мёртвых
Пример сохранённого свитка Книги Мёртвых

В 125 главе представлен некий ритуал, что называют сценой «Психостасии». Что это?

Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам. В чём ему и помогала Книга Мёртвых. Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с Осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и Правды (в виде статуэтки богини Маат, в других писаниях перо). Если человек прожил жизнь праведно, сердце и Правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля Иалу, то есть в рай. Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть никак не мог. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии — к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.

Исповедь отрицания
Исповедь отрицания

На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи, что называлась Исповедь отрицания:

«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твоё, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчёта перед лицом Благого. Вот я пришёл к тебе, владыка правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.»

В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит:

«…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…»

Умерший, по вере древних египтян, был как на стоящем судебном процессе и пытался доказать, что обвинения против него необоснованно и свидетелей его грехам нет.

Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром Дуатом бог Осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором. Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над Дуатом перешла к Осирису от Анубиса, то есть какая-никакая смена правительства имела место уже в те времена.

В современности множество художественных фильмов не раз в центр внимания своих картин берут «Книгу мёртвых». Как например в фильме Мумия 1999 года, от режиссера Стивена Соммерса. Помимо недостоверной истории процесс мумификации, книга мёртвых представлена в единственном экземпляре с содержанием магических формул, что могут воскресить мёртвых, что так же не соответствует реальности.

Книга Мёртвых из к/ф Мумия 1999 год.
Книга Мёртвых из к/ф Мумия 1999 год.

Также фильм ужасов, состоящий из нескольких киноновелл, имеет название «Книга мёртвых», по мотивам литературных произведений Говарда Лавкрафта. Книгу представили под наименованием «Некрономикон», что тоже ведет к отсылке на Древнеегипетскую Книгу Мёртвых. В данной кинокартине, книга также обладает манускриптами, что могут навредить психическому и физическому здоровью человека. Именно так обрисовал «Некрономикон» Лавкрафт в своих произведениях.

Книга "Некрономикон" описанная в произведениях Г. Лавкрафта
Книга "Некрономикон" описанная в произведениях Г. Лавкрафта

Помимо Древнеегипетской Книги Мёртвых существуют и другие подобные книги в других религиях:

1. Индийская Книга Мёртвых или «Гаруда – пурана», священый текст на санскрите, одна из восемнадцати основных пуран.

2. Тибетская Книга Мёртвых - тибетский будийский трактат «Бардо Тхёдол».

В литературе, помимо Лавкрафта, Эдуард Лимонов дал название своим трём художественным произведениям - «Книга Мёртвых».

В кино, помимо перечисленных выше картин, Книгу Мёртвых можно встретить в одноименном фильме 2005 года японского режиссёра Кихатиро Кавамото.

Какой же вывод? Художественные произведения в виде кинокартин и литературы зачастую несут развлекательный характер и передают нам фантазию автора. Это не делает данные произведения хуже, а всего лишь привносит некое украшение к подлинной истории и шарм. И прежде, чем ручаться, в достоверности информации, лучше изучить вопрос.