Не скажу за все мировое христианство, но российские христиане и им сочувствующие почему-то сакрально относятся к заповедям, впадая при их упоминании в медитативный транс, причем не ко всем, а только именно к десяти, начертанных на Скрижалях Завета.
Я не буду подробно пересказывать библейский сюжет и их появлением. Сейчас все доступно, если кто еще не проникся важностью его знания, хотя бы чтобы детям рассказывать как сказку на ночь, то может спросить у Яндекса.
В общем, получил Моисей на горе Синай две каменных плиты с текстом, на одной первые четыре заповеди, на другой остальные шесть. Вот как они представлены в книге Исход в синодальном переводе: (изложено в некотором сокращении, для удобства восприятия):
Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов.
Не делай себе кумира, не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа напрасно.
Помни день субботний; не делай в оный никакого дела.
Почитай отца твоего и мать твою.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай ничего, что у ближнего твоего. Исх. 20:1-17
Тот же вариант содержится и в книге Второзаконие. Втор. 5:6-21. Только там еще важная добавка:
Слова сии Господь написал на двух каменных скрижалях. Втор. 5:22
Напомню, что все Писание боговдохновенно, что писали его люди, движимые Духом Святым, что Иисус Христос называл Писанием закон и пророков, в смысле тексты. Закон изложен в Пятикнижии Моисея, или Торе, это часть Библии. Состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В книгах от Исхода до Второзакония включительно как раз изложены все заповеди, в том числе и всеми любимый Декалог, то есть десять заповедей.
Как там вообще развивались события. Моисей ушел за скрижалями, его народ тем временем вылепил золотого тельца. Моисей вернулся, увидел это безобразие, и с горя разбил скрижали. А потом еще раз сходил и еще раз две скрижали получил.
Вроде все хорошо, тексты совпадают. Но что же тогда делать вот с этим текстом:
И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил… Исх. 34:1
И сказал Господь: вот, Я заключаю завет. Исх. 34:10
А далее приводится запечатленный уже на вторых скрижалях текст:
Не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь.
И не бери из дочерей их жен сынам своим.
Не делай себе богов литых.
Праздник опресноков соблюдай.
Всех первенцев из сынов твоих выкупай.
Шесть дней работай, а в седьмой день покойся.
И праздник седмиц совершай.
Не изливай крови жертвы Моей на квасное.
Первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
Не вари козлёнка в молоке матери его. Исх. 34:12-26
И далее:
И сказал Господь Моисею: напиши слова сии; и написал Моисей на скрижалях слова завета, десятословие. Когда сходил Моисей с горы Синая, две скрижали откровения были в руке у Моисея. Исх. 34:27
То есть появляется еще пара скрижалей с совершенно иным текстом. Сколько же их было всего? И каким именно заповедям надо следовать?
Если бы вдруг Ковчег Завета был найден, то какой именно текст мы прочитали бы на скрижалях, например, последней заповеди? «Не желай ничего, что у ближнего твоего», или же «Не вари козлёнка в молоке матери его»? Какой из двух?
Мы все знаем, в смысле хотя бы слышали упоминание, про первый вариант. А вот второй известен мало кому, включая священство. Хотя уж они-то должны знать Библию почти наизусть.
Но малоизвестен не потому, что менее важен, а исключительно по факту невежественности священников, подобно многочисленным чиновникам служащих не умом, а исключительно усердием в исполнении наиважнейшей для них заповеди, а именно стоять на полусогнутых с угодливой улыбкой и повторять – чего изволите-с.
Так как же к десяти заповедям правильно относиться? Да точно также как и к законам государства. Есть прямой запрет и точная достаточно серьезная санкция – лучше поостеречься.
Нет такого, просто декларация – примерить на себя и поступать, как хочешь. И при этом помнить, что как по закону может пострадать невиновный, так и нарушитель уйти от ответственности. И все по закону.
Соответственно позиция верующего - на все воля Божья. Поэтому следует поступать так, как считаешь нужным, не оглядываясь ни на какие заповеди, которых на самом деле в Библии, только в Ветхом Завете, аж шестьсот тринадцать.
И там же сказано, что всякий, нарушивший хоть одну заповедь, нарушает весь закон.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Иак. 2:10
Вот так сварил козленка не в той жидкости, или грядки в нормальный выходной в субботу взялся пропалывать, так сразу же оказался виновным во всем, в том числе в убийствах, кражах и лжесвидетельствах.
Так что живите своим умом, а не по мифическим «заповедям», при этом священные тексты подвергайте сомнению. Кстати сама Библия к этому и призывает:
…приведите ваши доказательства… Ис. 41:21
…придите – и рассудим. Ис. 1;18
Ибо надлежит быть и разногласиям между вами, дабы открылись между вами искусные. 1 Кор. 11:19
…если Я сказал худо, покажи, что худо… Ин. 18:23
Да прибудет благодать Господа со всеми нами. Аминь.