Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первый двухсистемный электропоезд «новой» России. Неудачная попытка скрестить носорога с ежом

Об электропоездах ЭД1, сформированных из прицепных вагонов электропоездов ЭД9Т и секций электровоза ВЛ80С ,наш канал сообщал в материале «Электропоезд на локомотивной тяге ЭД1». Но хотелось бы добавить, что помимо электропоездов для переменного тока, были еще проекты реализации аналогичной концепции как для постоянного тока, так и двухсистемных. В данной публикации речь пойдет об двухсистемном электропоезде ЭД4ДК.

Электропоезд со стороны секции электровоза ВЛ10-315 в депо им. Ильича, г. Москва, фото с сайта "Трайнпикс", автор Д. Щукин
Электропоезд со стороны секции электровоза ВЛ10-315 в депо им. Ильича, г. Москва, фото с сайта "Трайнпикс", автор Д. Щукин

Электропоезд ЭД4ДК по концепции был аналогичен составам ЭД1. Также использовались прицепные вагоны ЭД4МК производства ДМЗ, а по краям располагались секции электровозов. Правда, поскольку состав был рассчитан как на питание как от переменного, так и от постоянного тока, то на одном конце была секция электровоза ВЛ10, а на другом секция электровоза ВЛ80Т.

Электропоезд со стороны секции электровоза ВЛ80С-1138 в депо им. Ильича, г. Москва, фото с сайта "Трайнпикс", автор Д. Щукин
Электропоезд со стороны секции электровоза ВЛ80С-1138 в депо им. Ильича, г. Москва, фото с сайта "Трайнпикс", автор Д. Щукин

В 2001 году был построен единственный поезд ЭД4ДК-001, при этом в качестве тяговых единиц использовались секции ВЛ10-315 и ВЛ80Т-1138, а между секциями электровозов располагались 10 прицепных вагонов электропоезда повышенной комфортности, обозначенные как ЭД4ДК-00101 – ЭД4ДК-00110.

Состав предполагалось запустить между Москвой и Смоленском, на участке Москва – Вязьма поезд шел бы под постоянным током, ведомый секцией ВЛ10, а на участке Вязьма – Смоленск – под переменным током, в качестве тяговой единицы была бы секция ВЛ80Т.

Электропоезд со стороны секции электровоза ВЛ10-315 в депо им. Ильича, г. Москва, фото с сайта "Трайнпикс", автор из архива В.В. Виноградова
Электропоезд со стороны секции электровоза ВЛ10-315 в депо им. Ильича, г. Москва, фото с сайта "Трайнпикс", автор из архива В.В. Виноградова

Однако в регулярную эксплуатацию состав не поступил, а в 2003 году проект ЭД4ДК был свернут. Концепция использования двух разных электровозов оказалась нежизнеспособной. Схемы управления локомотивов ВЛ10 и ВЛ80Т сильно отличаются между собой, и практически невозможно оказалось без проблем заставить работать удаленный электровоз. Еще одной проблемой было выдавливание легких прицепных вагонов электропоезда при движении в режиме толкача.

После расформирования состава электровозы отремонтировали, вернули им вторые секции и они стали работать, обслуживая грузовое движение. Прицепные же вагоны от электропоездов были направлены на базу запаса Красный бор в Смоленской области, а в 2013 году списаны и порезаны.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Немного архивных фоток Белорусской чыгунки.

Тула. Железная дорога. Несколько фото 2006 года

Паровоз-памятник Эр743-64

-4