Найти тему
Вернем былое!

Про однообразие и выдумки белогвардейской литературы.

Классический образец  сборника белогвардейских мифов.
Классический образец сборника белогвардейских мифов.

Красиво живу я. Сижу в ресторане –
балык, помидоры, грибочки, икра.
А рядом со мною – сплошные дворяне,
корнеты, поручики и юнкера.


Погоны, кокарды, суровые лица,
труба заиграет – и с маршем на плац –
корнет Оболенский, поручик Голицын,
хорунжий Шапиро и вахмистр Кац…

Вся белогвардейская проза весьма скучна и однообразна. Персонажи – картонки, а типажи можно пересчитать по пальцам.

Вот, например, бравый белый офицер, преданный царю, отечеству, монархии скорбящий по России которую мы потеряли. Он смел и решителен, уверен в своей правоте и непогрешимости. И плевать, что большинство белых офицеров в реальности были непредрешенцами, а царя-батюшку видели в гробу в белых тапочках.

К слову, большинство офицеров на момент революции, к дворянству и светскому обществу имели очень отдаленное отношение. Знаменитый А.В. Туркул автор «Дроздовцев в огне», сын мелкого канцелярского работника, прошедший ускоренные офицерские курсы. «Раньше был я дворником, звали все Володею, а теперь я прапорщик — ваше благородие!»

А вот православный крестьянин, мечтающий пахать на барина по 16 часов в сутки, верящий в боженьку и почитающий священное писание. Любой литературно-белогвардейский крестьянин шпарит цитатами из библии почище архиерея. Плевать, на то, что в реальности этот верующий крестьянин, читать не умел и считал, что святая троица состоит из Христа, Богородцы и Николы угодника.

Россия которую мы потеряли. Фото из открытого источника.
Россия которую мы потеряли. Фото из открытого источника.

Красные в белогвардейской мифологии показаны топорно и непривлекательно, это садисты, изуверы, грабители. Они бескультурны, глупы и примитивны, аки дуболомы Урфина Джюса. И плевать, что 60% офицеров царской армии, перешло потом в красную. Соответственно, уровень образования никуда не делся и начитанность у военспеца-краскома и хрустобулочного офицерика были примерно одинаковы.

И как тут не вспомнить великое советское кино, с его прекрасными типажами и фактурами. Где белые и красные показаны ярко и жизненно. Чего стоят: поручик Буснецов и красноармеец Крякин из «Служили два товарища», атаманша Софья Николаевна Тульчинская и активист Яшка из «Бумбараша», «Неуловимые», «Чапаев», «Тихий дон»….примеров сотни. И во всех герои - реальные люди, со своими слабостями и мечтами, а не чурбаны –биороботы с набором функций.

В одном советском кинокадре вдвое больше белогвардейских типажей, чем в большинстве эмигрантских романов.
В одном советском кинокадре вдвое больше белогвардейских типажей, чем в большинстве эмигрантских романов.

От одинаковости белогвардейских героев хочется выть, из книги в книгу кочуют одни и те же шаблонные персонажи, только с другими фамилиями и званиями.

Ну бог с ней с правдой, но у белогвардейских авторов не получается даже складно врать. Всю книгу «Дроздовцы в огне», бравый генерал Туркул с бандой картонных подельников громит красную армию. Полки красных орков в страхе бегут от не пригибающихся под пулями офицеров. Дрозды захватывают склады с продовольствием и обмундированием, уже с первых глав они облачаются в ладные теплые шинели и полушубки. Чтобы в конце оказаться разбитыми, в степи, в рваных английских шмотках, не приспособленными для русского климата. КАК? Куда делась теплая форма из первых глав? Пропили, проиграли в карты, поменяли на кокаин? И ладно бы пара человек пробакланила шмотки, а тут весь полк замерзает в степи.

Реконструктор белого движения. Фото из открытого источника.
Реконструктор белого движения. Фото из открытого источника.

Двойная мораль белогвардейской прозы бросается в глаза. Светлана Шешунова в своей «Пасхе птицелова» скорбит по старой графине пострадавшей во время гитлеровской бомбежки Лондона. А через секунду уже льет слезы, о фашистском прихвостне Шкуро, которого вздернули безжалостные большевики. Оно и понятно, жалко бедняжку, он ведь аристократии ничего плохого не сделал, а советские граждане в сострадании не нуждаются, ибо чернь и быдло.

Творение под названием «Возвращение мерзавца корнета», я рассмотрю в отдельной статье. Эта литературная поделка, которую выдают за мемуары переводчика вермахта, нуждается в самом тщательном анализе. Там есть все: Мери Сьюшный главный герой, добрые немцы, православные колхозники ждущие белую армию…..

До новых встреч.