Найти тему
юрий мирзоев

Необходима реформа судебной системы РФ

Вопрос:

Какие первоочередные задачи по судебной реформе предстоит решать и ваши предложения?

Ответ:

Как правильно сказал Монтескье: «Без сильной и независимой судебной ветви власти невозможно нормальное и эффективное функционирование системы, основанной на разделении властей». По моему мнению, судебная власть в целом, а также индивидуальные судьи должны найти баланс между независимостью и ответственностью. Для решения данной задачи нужно осуществить следующие первоочередные шаги.

Во-первых, нужны новые судейские кадры, имеющие хорошую репутацию в профессиональном сообществе и являющиеся лучшими специалистами в соответствующих отраслях права. Необходимо выстроить новую открытую систему отбора судей, которая позволит постоянно самообновляться судебной системе и пополняться действительно лучшими юристами:

- правильным представляется критерий отбора кандидатов на судейские должности, в соответствии с которым процесс отбора основан на правовых познаниях и личных качествах кандидатов, необходимых для отправления правосудия. При отборе новых судейских кадров следует уделять больше внимания навыкам, поведению и знаниям, являющимися уникальными и необходимыми для судейской работы (например, таких как: высокие моральные качества и репутация честного, трудолюбивого и усердного человека, профессиональные и личные суждения, способность письменно излагать и анализировать, знание законов, особый судейский темперамент), нежели рассмотрению стандартных вопросов материального и процессуального права;

- повысить изначальные требования к судьям, а именно: увеличить срок минимального опыта практической юридической работы (минимум 10 лет) и возраста (минимум 35 лет) для кандидатов на судейские должности;

- при прочих равных компетенциях отдавать предпочтению кандидатам, которые имеют положительную общественную репутацию и опыт работы на «разных сторонах» процесса: прокурором и адвокатом, налоговым юристом в налоговом органе и налоговым консультантом, судебным клерком и представителем сторон, т.д.;

- возложить главную роль в назначении судей на органы судейского сообщества. То есть, президент по-прежнему назначает судей, но при этом он может не согласиться с решением органов судейского сообщества только в исключительном случае с обязательным обоснованием своего решения, которое можно оспорить;

- установить понятные и прозрачные критерии продвижения судей по карьерной лестнице;

Второе - решить проблему зависимости судей от исполнительной власти и от председателей судов, необходимо:

- внедрить систему выборности председателей абсолютно всех судов, включая председателей Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Так последние должны избирается сроком на шесть лет всеми судьями Российской Федерации из числа действующих судей на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Председатели иных судов должны избирается сроком на четыре года судьями соответствующего суда Российской Федерации из числа действующих судей (не обязательно этого же суда), кандидатуры которых внес на голосование Председатель Верховного Суда РФ (не менее трех кандидатур);

- ограничить максимальные сроки пребывания лица в должности председателя любого суда и предельный возраст судьи. Так, одно и то же лицо не должно занимать должность председателя одного суда более двух сроков. Предельный возраст судьи составляет 70 лет;

- последовательно отделить институт председателей от органов судейского сообщества, в частности, от совета судей;

- прямо запретить сотрудникам силовых структур (особенно прокуратуры и органов следствия) принимать какое-либо участие в назначении судей (входить в коллегиальные органы, участвовать в проверках кандидатов, т.д.);

- установить определенный экономически обоснованный норматив расходов на судебную систему в бюджете и изменить структуру зарплаты судей. Сейчас она непрозрачна и формируется не только из постоянного оклада, но и из переменной части, включающей премии и распределение экономии фонда оплаты труда. Это может быть способом давления на судей. Поэтому лучше, чтобы зарплата судьи состояла из оклада и надбавок за стаж, ученное звание.

Третье - необходимо решать проблему коррупции в судах, проблему «закрытости» судейского сообщества и недоверия к нему со стороны населения и бизнеса, а для этого нужно:

-обязательно кратно повысить зарплаты судьям (зарплата судьи должна быть не менее 80 процентов от зарплаты Депутата Государственной Думы), чтобы лучшие практикующие юристы стремились стать судьями (можно перенять успешный опыт Сингапура);

-разработка и внедрение программ, направленных на повышение общественного доверия к судам;

-поощрять судей участвующих в различных деловых мероприятиях, форумах конференциях, также тех судей, которые открыто доносят до общественности свою позицию по тем или иным важным для общества правовым вопросам;

- необходимо разработать и внедрить прозрачный и эффективный метод изучения жалоб граждан на поведение судей и привлечения судей к ответственности за ненадлежащее поведение;

-нужно внедрить систему, при которой, если судья живет «не по средствам», то автоматически начинается расследование без каких-либо предварительных команд сверху (при чем необходимо создать новую службу, которая должна была бы подчиняться напрямую только Парламенту и имела право проверять банковские счета, имущество, принадлежащее не только судьям, но и их детям, женам, родственникам и даже друзьям).

Четвертое – решение проблемы загруженности судей в крупных городах, проблему низкой оплаты помощников судей и секретарей, и другие организационные проблемы.

Пятое - процессуальная революция, важно перейти «от судейского усмотрения» к категории «стандарта доказанности».

Шестое - расширить сферу компетенции суда присяжных. Необходимо, чтобы по всем делам о преступлениях у обвиняемого был выбор между профессиональным судьей и судом присяжных. Кроме того, по крупным и общественно важным делам с участием государства также можно ввести суд присяжных (в частности, об оспаривание итогов голосований по выборам различных уровней, оспаривание решений государственных органов, т.д.).