Найти в Дзене

Цыганский вопрос и цыганизация Румынии

Антицыганские предрассудки издревле были широко распространены в румынском обществе. Убежденность в том, что цыгане являются людьми второго или третьего сорта или, может быть, вообще не вполне людьми, имеет очень глубокие корни в румынской культуре, как народной, так и элитарной.

Подавляющее большинство цыган веками находилось на самом дне румынского общества и было наиболее обездоленной и презираемой его частью. Для румынских крестьян и верхов общества было психологически важно ощущать свое глубокое, непреодолимое отличие от цыган - ситуация, обозначаемая психологами как «беспокойство, порожденное близостью», что объясняет популярность поговорок и анекдотов, в которых это отличие артикулировалось и объективировалось. Интеллигенция особенно остро переживала то обстоятельство, что в глазах соседних, особенно западных, народов румыны были едва ли не самой «отсталой» и «варварской» нацией. В этом контексте цыгане стали единственной группой, относительно которой не было сомнения, что они стоят еще «ниже», чем румыны.

Иностранные путешественники, в частности с Запада, иногда замечали, что отличие между цыганами и румынскими крестьянами было минимальным и, к тому же, нередко писали о Румынии как о цыганской стране. Боязнь отождествления с цыганами нашла свое отражение в классической эпопее трансильванского поэта Иона Будай-Деляну «Цыганиада» (1800-1812), где румынское общество со всеми его негативными характеристиками, как они понимались деятелями просвещения, было пародировано в образе цыганского табора. Смысл бурлеска состоял в том, что если румыны не найдут в себе силы воспринять идеи «прогресса» и «просвещения» и соответствующим образом измениться, они упадут еще ниже и ничем не будут отличаться от цыганского табора.

По мнению австралийской исследовательницы Шэннон Вудкок, для румын, с момента зарождения у них национального самосознания и вплоть до настоящего времени, цыгане являются ничем иным, как «значимым другим», то есть той референтной группой, в противопоставлении себя которой румыны артикулируют свою собственную национальную идентичность. Другими словами, румыны якобы являются всем тем, чем цыгане не являются, а поддержание символической и социальной дистанции с цыганами жизненно необходимо для успешного функционирования румынской национальной самоидентификации.

Несмотря на все сложности статистического учета, а также социально-политические противоречия в стране, Румыния является крупнейшим и самым известным в мире регионом цыганской культуры. Это обстоятельство не случайно. Цыгане селились на средневековых румынских землях в необычайно больших количествах. Проникли они туда примерно в XII-XIV веках с юга. Считается, что их пригнали монголы или турки, захватив в качестве военнопленных в Азии.

На новой родине цыгане оказались в положении рабов, они были поголовно закрепощены и принадлежали горожанам, боярам или церкви, а если у них не было хозяина, то они считались рабами господаря. Самой многочисленной являлась категория боярских цыган, рабов помещиков-землевладельцев. Румынские бояре часто кастрировали цыган, прислуживающих в доме. Имея слуг-скопцов, они не опасались за своих жен и дочерей. Женщины-цыганки, принадлежавшие боярам, были служанками, часто наложницами. Дети, которые рождались в результате боярских насилий над молодыми цыганками, становились рабами, несмотря на то, что были по крови наполовину румынами. Официальные браки между румынами и цыганами не поощрялись, однако внебрачные дети от таких союзов наполняли улицы румынских городов.

Рабство цыган длилось около 500 лет. В 1829 году Россия одержала победу в войне с турками и поставила под свой контроль Молдавию и Валахию, благодаря чему были внесены изменения в их гражданские кодексы. В 1833 году за цыганами был признан статус личности. Постепенно идея отмены рабства и свободолюбия овладевала умами. Окончательная отмена рабства была оформлена конституцией 1864 года и свободу тогда получили около 250 тысяч цыган (около 10% населения). Освобождение цыган особо не улучшило их социального положения. Земли они не получили, а лишь пополнили ряды городской бедноты и вынуждены стали заниматься бродяжничеством.

В межвоенный период расовая антропология и этнический национализм явились важнейшими идеологическими предпосылками, предопределившими трагедию румынских цыган. Тогда в Румынии действовали группы евгенистов, цель которых состояла в улучшении «породы» румын. Наиболее организованной и хорошо финансируемой (американским Фондом Рокфеллера) группой была клужская школа профессора тамошнего университета Юлиу Молдована, стоявшая на позициях менделистов (теоретиков наследственности). Члены школы усиленно подчеркивали значение искусственного отбора для улучшения «биологии» румынской нации. Наряду с мерами по изоляции и стерилизации наследственно больных, они настаивали на недопущении смешанных браков, особенно с представителями так называемых «низших» этнических групп и рас, среди которых цыгане рассматривались как наиболее «опасный» элемент ввиду своей ущербной «биологии».

В 1938 году, в статье под красноречивым названием «Этническая и расовая мешанина в Румынии», один из румынских евгенистов подверг резкой критике политику поощрения ассимиляции национальных меньшинств, особенно находящихся на «биологически более низком», чем румыны, уровне. Среди таковых были названы турки, татары, русские, украинцы (эти два славянских народа были слишком смешаны с «монгольскими ордами», как утверждал автор) и цыгане. Эти «меньшинства-балласт представляли смертельную опасность» для румынского народа не только сами по себе, но в особенности потому, что «ублюдки», которые рождались в смешанных браках их представителей с этническими румынами, уменьшали «среднюю биологическую ценность» нации в целом. Политика ассимиляции таких меньшинств должна была уступить место сегрегации.

В 1941 году другой евгенист опубликовал брошюру, в которой прямо высказал, что кочевых цыган следовало заключать в концентрационные лагеря и направлять на принудительные работы; в таких условиях они неизбежно «вымерли бы в течение жизни одного поколения». Оседлых цыган надо было подвергнуть насильственной стерилизации, а их места в экономике заняли бы «лучшие представители румынской нации».

В том же году румынский демограф Мануилэ опубликовал реферат, где было сказано, что цыгане являются «большой расовой проблемой Румынии». «Цыгане, - писал Мануилэ, - составляют наиболее многочисленную этническую группу после румын, и в то же время они являются дисгеническим элементом, живущим в промискуитете. До сих пор ничего не было сделано для решения цыганской проблемы». Мануилэ был убежден, что количество цыган в Румынии гораздо больше, чем зафиксировала перепись 1930 года, во время которой респонденты имели полную свободу указывать свою этничность так, как они сами себя идентифицировали. Мануилэ считал, что многие цыгане во время той переписи скрыли свою настоящую этничность и записали себя румынами.

В 1941 году, на совещании с руководителями крупных промышленных предприятий Ион Антонеску сказал, что проблема «пришельцев (чужаков) очень серьезна, потому что она ведет румынскую нацию к исчезновению, как мясник ведет скотину на бойню». Поскольку ни одна страна не защищала цыган в то время, они были для Антонеску потенциально уязвимым меньшинством, в отношении которого можно было действовать безнаказанно. Диктатор разделял все традиционные румынские предубеждения против цыган, и в частности, был очень чувствителен к тому, что в глазах иностранцев румыны воспринимались как «почти цыгане». Во время своего допроса 6 мая 1946 года он с негодованием упомянул об антирумынской пропаганде, которую, по его мнению, вели венгры в Европе, в результате которой европейцы якобы пришли к выводу, что «Румыния - это страна цыган, не способная управлять собой».

В 1942 году Министерство юстиции предложило «удалить» цыган из румынских городов и сел и заключить их в трудовые колонии, поскольку «эти люди совершают многочисленные факты воровства». Таким образом, антицыганские настроения и убеждения были присущи не только Антонеску, но и значительной части румынских правительственных экспертов и бюрократов. Цыгане были вторым меньшинством, против которого румынское государство при Антонеску проводило особо жесткую политику, хотя они и не подвергались, как евреи, массовым казням. Депортация цыган в Транснистрию была частью политики «очищения» румынской нации от инородных элементов, которая начала осуществляться с момента вступления в войну против СССР и проводилась до октября 1942 года.

Примечательно, что даже установить кто был цыганом было не всегда легким делом, поскольку в Румынии не существовало официальных документов, фиксировавших этническую принадлежность граждан. На практике жандармы и полицейские зачисляли в цыгане всех, кто вел «цыганский образ жизни» или проживал в «цыганском» районе. Иногда они прибегали к такому простому и грубому критерию установления этничности, как цвет кожи. Например, мэр города Тырговиште в конце сентября 1942 года протестовал против депортации цыган, указывая, в частности, что на практике депортации подверглись не только цыгане, но и все те, кто «подозревался вследствие своего цвета кожи».

Вопрос о том, кого из цыган подвергать депортации, а кого нет, решался по-разному в разных уездах и населенных пунктах Румынии в зависимости от моральных качеств и силы антицыганских предубеждений различных жандармских и полицейских чинов. Если тому или иному депортированному лицу удавалось доказать (а такие случаи встречались), что оно было депортировано по ошибке, поскольку «на самом деле» не являлось цыганом, то ему разрешали вернуться в Румынию. Цыгане же, которым удавалось вернуться в Румынию из Транснистрии, нередко наталкивались на враждебность румын, которые ясно давали понять, что в Румынии их никто не ждет. В то же время, часть румынского общества заступалась за цыган, протестуя и подавая петиции в различные инстанции.

Сегодня в Румынии проживают около двух с половиной миллионов цыган и неизвестно какое множество полуцыган и цыган орумыненных, которые не считаются цыганами и сами себя таковыми не признают. На фоне других стран это космические цифры. Многие иностранцы все также продолжают считать румын цыганами. Происходит это, помимо устоявшихся стереотипов и внешнего облика многих румын, и из-за криминальности румынских цыган за рубежом, что поднимает информационный шум о цыганском лице Румынии, а также из-за использования имени «ром» в отношении цыган, что создает путаницу и распространяет название цыганского этноса на румын.

Несмотря на то, что часть румын остается с антицыганскими убеждениями, Румыния с каждым годом все более чернеет и цыганизируется, как этнически, так и культурно. Происходит это как из-за массовой миграции румын и низкой рождаемости среди них, так и из-за плодовитости местных цыган. Ожидается, что к 2050 году цыгане станут большинством в Румынии. Также происходит и взаимная ассимиляция румын и цыган. Несложно догадаться, что при смешении румына и цыгана доминирует цыганская кровь, а самоидентификация чаще всего остается румынской. Таким образом, помимо роста цыган и уменьшения доли этнических румын, растет и доля самоназванных румын с преобладанием цыганской крови.

Цыганизм проник почти во все сферы румынской жизни, подменяет лицо румын и их культурную идентичность. Противопоставление между румынами и цыганами все больше стирается, разница в цвете кожи все больше сглаживается, этно-культурная ассимиляция друг друга достигла небывалых высот, а это значит, что между румынами и цыганами пропадают какие-либо существенные различия. Румыны превращаются в цыган, а цыгане превращаются в румын, что в ближайшем будущем ознаменует окончательное утверждение новой румынской нации с совершенно другим этническим и культурным кодом, при этом условное деление на румын и цыган сохранится.

-2

Румыния постепенно превращается в цыганскую страну, а румыны в целом пассивны перед происходящей цыганизацией. Даже во времена Антонеску пострадали всего несколько тысяч цыган, а новые времена этнических чисток вряд ли возможны, тем более в отношении цыган и в такой стране, как Румыния. Поэтому тем, кому не нравятся цыгане и их культурные особенности, следует сменить страну проживания, потому что Румыния без цыган невозможна.

При поддержке: Цыганская Румыния

#Румыния #Румыны #Цыгане #История