Найти тему
Виктор Баев

Демократические качели

  Речь тут пойдёт преимущественно о странах, населённых народами достаточно давно слезшими с дерева. У которых уже лет восемьсот назад стали возникать такие понятия, как права человека и гражданина. Юридически оные впервые были оформлены в 1215 году в Magna Charta Libertatum в Англии. О как! На Русь ещё даже «монголо-татары» не пришли, а там уже права человека.

   Это композиция из вашингтонского кафедрального собора, посвящённая упомянутому событию. «Вежливые люди» в доспехах «уговорили» короля Иоанна Безземельного (принца Джона из Айвенго) подписать сей документ. Композиция свидетельствует сколь большое значение ему придаётся в Мире Добра, Цивилизации Ровных Дорог и Чистых Туалетов. Потом в том мире возникло право городов на самоуправление (Магдебургское и другие), протестантская религия, провозгласившая труд во имя личного обогащения угодным мифическому существу. 

   Затем Habeas Corpus Act, Джон Локк, сформулировавший естественные права человека, среди основных из них право на собственность и предпринимательскую деятельность. Он «разбудил» Вольтера, Руссо, Монтескье, американских «отцов основателей», написавших позже, что каждый человек «имеет право на жизнь, свободу и поиски своего счастья».

   Свободные граждане самоуправляемых городов, звавшиеся буржуа или бюргеры (от бург- город), богатели и приходили к власти, оттесняя прежнюю земельную (феодальную) аристократию. Шотландский экономист Адам Смит сформулировал «как государство богатеет» (С) без постановлений партии и правительства, а всего лишь по причине стремления умных и энергичных граждан к личному обогащению.

-2
-3

   В конце семнадцатого века в Англии формируется двухпартийная политическая система тори и виги, постепенно переросших в консервативную и либеральную партии. Последняя в двадцатом веке утратила своё значение, уступив место в системе лейбористской (рабочей) партии.

   Только сегодняшняя Консервативная партия по своим взглядам не соответствует той из семнадцатого века, а отстаивает как раз либеральные взгляды, что в Мире Ровных Дорог и Чистых Туалетов уже минимум два века является традицией. Лейбористская же партия является по сути социал-демократической, безусловно, без присущих ещё не слезшим с дерева народам закидонов о диктатуре пролетариата.

   Аналогичная двухпартийность существует и в других странах цивилизованного мира. Республиканская партия США и Христианско-демократический союз Германии- консерваторы, то есть, сторонники экономического либерализма. Демократическая партия США и социал-демократы Германии более левые и социалистические.

   В Норвегии с 2013 года правит Консервативная партия, до неё у власти находилась Рабочая партия, которая до 1923 года вообще была членом Коминтерна, но после коммунистических безобразий в Советской России перешла в Социнтерн. Генсек этой партии Йенс Столтенберг ныне Генсек НАТО. Социалист, однако.

   В общем, цивилизованный мир потому и цивилизованный, что там давно всё утряслось и устаканилось. На выборах идёт борьба хорошего с очень хорошим, которые в сознании большинства населения, живущего в просторных, благоустроенных квартирах и домах, почти поголовно автомобилизированного и ежегодно отдыхающего на побережьях тёплых морей и океанов, время от времени меняются местами.

   Если обозначить противоположные экономические тенденции Мира Добра фамилиями экономистов- нобелевских лауреатов, это будут процитированный выше Фридрих Август фон Хайек и его антагонист Джон Мейнард Кейнс. Хайек, другие представители австрийской школы- сторонники концепции Адама Смита о «невидимой руке рынка», которая сама всё отрегулирует и принципа «laissez-faire» (позвольте делать)- -невмешательства государства в экономику.

-4

   Кейнс и его экономическая теория- кейнсианство основывается на необходимости государственного регулирования экономики. Идеи Кейнса были положены в основу Нового курса президента от Демократической партии Франклина Делано Рузвельта, направленного на борьбу с Великой депрессией, начавшейся в 1929 году.

   Депрессии предшествовало правление президентов от республиканцев- Кулиджа и Гувера (который до этого Россию от голода спасал), сторонников невмешательства государства в экономику. И это действительно приносило свои плоды. В 1929 году на 1000 американцев приходилось 200 личных автомобилей. Для сравнения в СССР в 1970 году было 5 личных автомобилей на 1000 жителей, в 1985 при нефти 30 долларов- 45. В России в 1998 при нефти 9 долларов- 114. В 2014 году- 314, в 2018- 309.

   Но фондовый рынок перегрелся, и в октябре 1929 года случился биржевой крах. Добавились проблемы в сельском хозяйстве, описанные Стейнбеком в «Гроздьях гнева». Во время Первой мировой войны фермеры США неплохо поднялись на поставках в воюющую Европу. Они расширяли посевы, закупали технику, брали кредиты. А потом война закончилась, и рынок сбыта пропал. Плюс засухи и неурожаи в основных сельскохозяйственных штатах Оклахоме, Канзасе. Там, вообще-то, тоже зона рискованного земледелия. Домик с Элли и Тотошкой из Канзаса улетел, помните?

   В общем, идеи Кейнса пришлись ко двору, Рузвельт избирался президентом четырежды, государственное вмешательство помогло восстановить и оживить экономику. Именно «социалистическим» методам вмешательства в экономику Рузвельта посвящён роман Айн Рэнд (Алисии Зиновьевны Розенбаум) «Атлант расправил плечи», смысл которого в том, что прогресс человечества основан на предпринимательской инициативе умных и энергичных одиночек, а «социалистическое» или кейнсианское вмешательство является тормозом прогресса.

-5

  Последние десятилетия вроде подтверждают мысль Айн Рэнд. Тот мир, в котором мы живём сегодня начинали создавать в своих гаражах вполне рядовые граждане: Джобс с Возняком, Гейтс, Брин с Пейджем и многие другие. И то, что от гаражей (ну, кроме Гейтса, у того всё-таки стартовые возможности были повыше) они сумели подняться до корпораций с полутриллионовой капитализацией, подтверждение эффективности экономической системы США, независимо кто у власти- республиканцы или демократы.

   В семидесятые уже кейнсианство привело цивилизованный мир к торможению экономик развитых стран. У власти в развитых в середине семидесятых находились социалисты: демократ Картер в США, социал-демократы в ФРГ, лейбористы в Великобритании. Качели сильно качнулись влево, эффективность снизилась, и почти одновременно в 1979- 1982 г.г. у власти оказались сторонники либеральной экономики, невмешательства государства в оную: Тэтчер в Великобритании, Рейган в США, Коль в ФРГ. Качели вновь пошли вправо.

-6

  Способствовало этому в немалой степени и падение престижа СССР. Успехов в экономике за исключением оборонки и космоса, а это таки не экономика, а фаллометрия, не было никаких. Сильный удар по политическому престижу нанесли события в Чехословакии в 1968 году, ввод войск в Афганистан в 1979. Европейские коммунистические партии одна за другой объявляли о переходе на позиции еврокоммунизма, основанного на марксизме, но без ленинизма. Собственно, и Горбачёв, начиная перестройку, имел ввиду идеи еврокоммунизма и придуманного в шестьдесят восьмом чехами мифического «социализма с человеческим лицом».

-7

  На Западе вновь оказался востребованным экономический либерализм, яркими представителями которого были Рейган и Тэтчер с их рейганомикой и тэтчеризмом. Правление либеральных партий было достаточно длительным, т.к., предоставлением большей свободы предпринимателям, удалось оживить экономику.

   Республиканцы в США правили с 1981 по 1993, консерваторы в Великобритании с 1979 по 1997, ХДС в Германии с 1982 по 1998. В США потом демократы менялись с республиканцами каждые восемь лет, Трамп пока отсидел четыре. Лейборист Блэр рулил десять лет с 1997 по 2007, потом опять к власти пришли консерваторы. В Германии Коля в 1998 году сменил социал-демократ Шрёдер, но он усидел у власти только до 2005, потом Меркель от ХСС, которая на посту уже 15 лет, но рекорд Коля (16) ещё не побит.

   Как видим, в западном мире обычны качели между партиями либерального толка и социал-демократами. Хотя после Рузвельта либералы всё-таки по времени дольше держат власть. Качели эти объясняются прежде всего демократическим устройством общества. «Демократия- это система, при которой правящая партия проигрывает выборы» (С).

   Либералы стремятся минимизировать роль государства в экономике, по возможности снизить налоги, чтобы оживить деловую активность. Умные и энергичные берутся за дело, экономика растёт. Но растёт и разрыв между богатыми и бедными, так называемый индекс Джини. Сокращаются социальные халявы. Тэтчер, например, ещё до премьерства, будучи министром образования отменила в школах обязательный стакан молока для каждого. Как по этому поводу выла советская пресса, хотя в самом СССР никакого бесплатного молока не было.

   В общем, когда разрыв между богатыми и бедными нарастает, побеждают социал-демократы с обещаниями раздачи всем халяв. Иногда чего-нибудь национализируют. На национализированных предприятиях воруют, естественно, больше, чем на частных, но воровать, как в России мешают свободные СМИ. Запущенная либералами экономика какое-то время по инерции работает (как в России в 2000- 2008 г.г.), потом предприниматели понимают, что они вынуждены работать за «пенис каниса» (С), эффективность экономики падает, и к власти вновь приходят либералы. Вот так оно устроено практически во всех странах цивилизованного мира, то есть, тех, где народ слез с дерева.

-8

   В России мы начали слезать с дерева в девяностые, потом пришли «кухарки с пистолетами» и заставили всех снова лезть на дерево. Экономическая система в России и не либеральная, и не социал-демократическая, а банально клептократическая. Яркие примеры клептократий за последние десятилетия- Трухильо в Доминикане, Мобуту Сесе Секо в Заире, Милошевич в Югославии, Янукович Украине. Теперь вот и Россия. И, несомненно, она войдёт в историю мировых клептократий, как самый яркий и масштабный пример.