Найти в Дзене

“Весна священная” Игоря Ставинского - балет, опередивший времена

Не все художники и композиторы были поняты и по достоинству оценены своими современниками. Сколько их умерло в нищете, было освистано на премьерах! Взять, к примеру, “Кармен”, которая  неудачной премьерой буквально отправила в могилу своего создателя Жоржа Бизе. А ведь на сегодня  - это самая репертуарная опера в мире, которая ставилась практически на всех оперных сценах. А по количеству узнаваемых мелодий ей вообще нет равных.  Опера Рихарда Вагнера  “Тангейзер” в Париже ознаменовалась оглушительным провалом.  Драма Виктора Гюго “Эрнани” в день премьеры в Комеди Франсез закончилась кучами мусора, которые выбрасывались воинствующими зрителями из оконо театра на головы прохожих. Похожая судьба ждала “Травиату” Верди, “Мадам Баттерфляй” Пуччини, “Севильского цирюльника” Россини. Но все эти скандалы нельзя сравнивать с тем умопомрачительным провалом, который ждал премьеру балета Игоря Стравинского “Весна священная” в Париже в 1913 году. Игорь Стравинский - безусловный гений, новатор

Сцена из балета "Весна священная". Фото ресурса a-a-ah.ru
Сцена из балета "Весна священная". Фото ресурса a-a-ah.ru

Не все художники и композиторы были поняты и по достоинству оценены своими современниками. Сколько их умерло в нищете, было освистано на премьерах! Взять, к примеру, “Кармен”, которая  неудачной премьерой буквально отправила в могилу своего создателя Жоржа Бизе. А ведь на сегодня  - это самая репертуарная опера в мире, которая ставилась практически на всех оперных сценах. А по количеству узнаваемых мелодий ей вообще нет равных.

 Опера Рихарда Вагнера  “Тангейзер” в Париже ознаменовалась оглушительным провалом.  Драма Виктора Гюго “Эрнани” в день премьеры в Комеди Франсез закончилась кучами мусора, которые выбрасывались воинствующими зрителями из оконо театра на головы прохожих.

Похожая судьба ждала “Травиату” Верди, “Мадам Баттерфляй” Пуччини, “Севильского цирюльника” Россини. Но все эти скандалы нельзя сравнивать с тем умопомрачительным провалом, который ждал премьеру балета Игоря Стравинского “Весна священная” в Париже в 1913 году.

Игорь Стравинский - безусловный гений, новатор в музыке, величайший композитор ХХ века, но даже сегодня не каждый слушатель может оценить его музыку. Любителям музыки, воспитанных на певучих, плавных мелодиях, идущих к душе, сложно понять странные эксперименты Стравинского с ритмами, стилями, гармонией.

Сцена из балета "Весна священная". Фото ресурса musicseasons.org
Сцена из балета "Весна священная". Фото ресурса musicseasons.org

“Весна священная” - балет,  поставленный великим Сергеем Дягилевым с хореографией Вацлава Нижинского, декорациями Никлая Рериха, музыку к которому написал Игорь Стравинский. На премьере не было свободных мест. Рассказывают, что на репетициях Нижинский однажды чуть не разнес репетиционный зал, добиваясь от труппы желаемого результата. Музыка балета не была похожа ни на что, написанное ранее. 

Не смотря на то, что Стравинский  и Дягилев, по их словам, были готовы к “сложной премьере”. Предугадать того, что случилось в тот день в театре, вряд ли кто-то мог. Казалось, что театр сотрясался, как от подземных толчков, он буквально шатался. Публика выкрикивала оскорбления, выла и свистела, заглушая музыку. Фешенебельная публика в парче, мехах и бриллиантах отвешивала друг другу оплеухи, вызывала на дуэль, плевала друг другу в лицо. Крики вроде “Заткнитесь, шлюхи  кенсингтонские!” неслись из разных уголков зал. А над всем этим звучал голос Дягилева с галерки: “Я вас прошу. Пожалуйста, завершите спектакль!”

Это была великая провокация. Через год, когда страсти поулеглись, “Весна священная” имела оглушительный успех. Сегодня это - общепризнанный шедевр, опередивший время.

Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!