Из воспоминаний Вильгельма Адама.
10 января и последующие дни приходили ужасные новости. Все новости о наступлении русских и очередном прорыве обороны танками. Оборону успевали пока латать. Появились случаи, когда солдаты бросали позиции без приказа. Проявилась полная несостоятельность командиров сводных отрядов. Всюду чувствовалось разложение.
Наиболее тревожное сообщение поступило 12 января. Сообщалось, что наш единственный аэродром взят русскими. Наши солдаты в большой панике бежали.
Начальник штаба метал молнии. Как это могло произойти? По последним донесениям сложилось впечатление, что аэродрому никакой опасности не угрожало. Все это слух? Шмидт потребовал в этом вопросе полной ясности, речь уже шла о безопасности командного пункта армии. Выслали на аэродром разведгруппу и узнали.
Все оказалось следующим взятием. Все находящие на аэродроме пилоты, водители, санитары и раненые-бежали от разведки русских, а тем временем разведка отошла назад. В данном случае понял припадок ярости Шмидта. Паулюс усилил оборону объекта, приказал возобновить его использование. Офицер из штаба, побывавший на аэродроме, все подробно об этом эпизоде рассказал.
Паника возникла неожиданно, сразу мгновенно переросла в неконтролируемый хаос. Кто-то из солдат крикнул: "Русские!". В одно мгновение все здоровые и больные выбежали из палаток. Раненые, что мог ходить, тоже покидали палатки. Все стремились первыми покинуть свою палатку, людей в этой толкучке топтали.
Раненые пытались зацепиться за товарищей, кто-то опирался на палку или винтовку. Все ковыляли в направлении города. Ледяной ветер их обдувал. Многие обессилив в пути, падали на дорогу. Никто на упавших не обращал внимания. Через час они превращались в трупы.
Битва происходила за места на автомашинах. Весь наземный персонал аэродрома бросился к ним. Санитары и легкораненые первыми к машинам успели. Машины завели моторы и стали выходить на дорогу ведущую в город. Целые гроздья свисали с подножек и крыльев, даже умудрялись вцепиться в радиатор. Машины еле выдерживали эту массу.
Часть машин встала из-за нехватки горючего или неисправности машины. Их все обгоняли, никто не останавливался. Кто был способен двигаться, бежали, остальные на месте взывали к помощи. Все на сильном морозе продолжалось недолго. Мороз жалости не знал, вопли быстро стихали. Всеми руководил только один девиз: "Спасайся кто сможет!".
Как возможно спастись в уничтоженном и разбитом городе, где непрерывно атаковали русские? Речь уже шла не о спасении, а об обмане подстегнутом страхом. Оборванные и полумертвые люди, все сломлены физически и морально в сражении на уничтожении.
Скоро нас известили, что аэродром в наших руках. Выяснилось, что аэродром обстреляла разведка русских. Очень мало больных и раненых вернулась обратно. Очень глубоко засел страх в наших солдатах. Большинство пилотов и санитаров только к вечеру вернулось на аэродром.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ
СТРАНИЦА ИСТОРИИ
В ПОЛКУ НАС СЧИТАЛИ ПОГИБШИМИ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.