Лучшее соло Джона Лорда? Я думаю- Hush. Джон играет непостижимое соло в этой песне!
- Ричи Блэкмор.
Hush - 1968 год..............смотрим соло, сыгранное на "Хаммонде" - 3:35 по таймеру видео. Откуда это взялось у молодого тогда органиста Джона Лорда?
На вопрос о том, кто из музыкантов больше всего повлиял на него, Джон Лорд сказал в интервью для "Modern Keyboard":
Джимми Смит был для меня как бог.
Также Лорд упомянул британского органиста Грэма Бонда: "У него я на практике научился большей части того, что я знаю об органе Хаммонд".
Ниже можно послушать игру Грэма Бонда с супергруппой, собранной на очень короткое время. На гитаре играл Джон Маклафлин, а ритм-секция представляла группу CREAM: Джек Брюс - бас-гитара и Джинджер Бейкер - барабаны.
Джон Лорд: «Я также много слушал Марка Стейна из Vanilla Fudge в конце шестидесятых. Он был для меня полезным источником различных трюков на Хаммонде. Также на меня повлиял мой учитель фортепиано; я занимался с ним с семи лет до семнадцати. И он научил меня любить клавиатуру».
Но главным человеком, повлиявшим на него в музыке, Лорд считает Джимми Смита. Сегодня люди не очень хорошо его знают и слишком часто упускают из виду Джимми Смита.
Но игра Джимми на органе Хаммонд повлияла практически на всех, кто появился после него в джазе и в роке, и невозможно переоценить его достижения в том, что электрический орган перебрался из маленьких залов и баров на центральное место большой сцены.
Джимми Смит, родившийся 8 декабря 1928 года, сломал барьеры между жанрами на своём Hammond B3. Помимо Джона Лорда, его огромное влияние признают такие клавишники, как Питер Барденс, Брайан Ожер, Рик Уэйкман, Кит Эмерсон. Без Смита, скорее всего, Букер Ти не разработал бы свой революционный саунд; он также повлиял на Грегга Оллмана и Грега Роли из группы Santana.
Шок, который люди испытали, впервые услышав звучание органа Хаммонд, на котором играл Джимми, сегодня невозможно переоценить. В нынешнее время мы настолько привыкли к любому типу синтезированного звука, что считаем само собой разумеющимся, что с сегодняшними клавишными мы можем создавать что угодно и получать какой угодно звук. Когда же появился Джимми, его игра была революционной, понятно, что ему помогли тогда новые технологии, но всё же техника не может отобрать у него то, чего он достиг.
«Мне потребовалось две с половиной недели, чтобы найти свой звук, и когда я это сделал, я запомнил все фишки Хаммонда, которые смог найти».
Его отец, Джеймс Оскар Смит, исполнял в местных клубах песенно-танцевальные программы, так что неудивительно, что его сын вышел на сцену в шесть лет. Джимми брал уроки у известного джазового пианиста Бадди Пауэлла, жившего неподалёку, и к 12 годам, играя на пианино в стиле буги-вуги, достиг очень неплохого для своего возраста уровня, выиграв неединожды местные конкурсы талантов. Казалось, его будущее было предопределено, но его отец в это время забросил музыкальную деятельность и обратился к физическому труду ради большего дохода.
Смит оставил школу, чтобы поддержать семью, но когда ему стукнуло пятнадцать лет, его взяли на флот, поскольку шла Вторая мировая война. Билль о правах, созданный в 1944 году для помощи в реабилитации ветеранов Второй мировой войны, помог ему получить финансовую поддержку для возвращения в школу в 1948 году, на этот раз Смит изучал контрабас в Школе музыки Гамильтона в Филадельфии.
В это время он разрывался между школой, работой с отцом и игрой на пианино сразу в нескольких ритм-энд-блюз группах. В 1953 году, играя на пианино с Don Gardener’s Sonotones, Смит услышал, как Дикий Билл Дэвис играет на органе Хаммонд, и воодушевился идеей переключиться на электрический орган.
Время оказалось идеальным для этого. Кул-джаз терял своё влияние и джазовая музыка возвращалась к своим корням - блюзу и госпелу. В это же время Лоуренс Хаммонд усовершенствовал свою модель органа Хаммонд A, впервые представленную в 1935 году, изменив технические характеристики, несколько уменьшив размеры и количество ножных педалей, что привело к появлению B3, более изящного и более утонченного дизайна.
Смит получил свой первый B3 в 1953 году и вскоре начал разбираться с этой сложной машиной: «Когда я наконец заработал достаточно денег для первоначального взноса на свой собственный орган, я взял большой лист бумаги и нарисовал план переключателей, клавиатур и педалей. Иногда я возился с ним четыре часа или целый день, и если мне везло, я находил новые идеи, используя разные режимы работы B3.
Ключом к исключительному успеху Смита стало, возможно, развитие его стиля игры независимо от какого-либо влияния извне, поскольку он реально отрезал себя от внешнего мира в течение трех месяцев изучения B3. Его техника, основанная на традициях госпела, с быстрыми движениями по клавиатуре с использованием ладони и использованием педалей для басовых линий, была абсолютно новой; нет ни одного органиста, отрицающего влияние невероятного Джимми Смита.
Смит начал играть в клубах Филадельфии в том же году, пригласив молодого Джона Колтрейна на короткую двухнедельную работу в Spider Kelly's: «Я играл с органистом Смитом в течение пары недель, как раз накануне того, как я стал играть с Майлзом.
Вот Это Да! Я просыпаюсь посреди ночи, чувак, слушая этот орган. Да эти аккорды просто кричат на меня.
- вспоминает Колтрейн.
Вскоре после этого Смит оставил Филадельфию, перебравшись в Нью-Йорк. Уже на первом концерте в Гарлеме было очевидно, что это было что-то совершенно новое, и вскоре его выступления стали собирать множество поклонников, в том числе владельца лейбла Blue Note Альфреда Лайона, который предложил ему контракт на запись.
Смит добился почти мгновенного успеха, назвав это всё A New Sound… A New Star… Запись положила начало чрезвычайно успешной карьере Смита и дала Blue Note столь необходимый для них доход от стабильного потока альбомов в течение следующих семи лет.
Альбомы The Sermon (1958), Prayer Meetin' (1960) и Back at the Chicken Shack (1960) стали хитами музыкальных автоматов: редкость для большинства джазовых исполнителей.
На Blue Note Смит участвовал в сессиях с Кенни Барреллом, Артом Блэки, Ли Морганом, Лу Дональдсоном, Стэнли Туррентином, Джеки Маклином и многими другими, прежде чем он перебрался на Verve Records в 1962 году, где он сразу же выпустил альбом Bashin’: The Unpredictable Jimmy Smith, получивший отличную критику и успешный коммерчески. В альбом вошел хит-трек "Walk On The Wild Side", написанный Элмером Бернштейном, и ставший заглавной песней к одноименному фильму. В аранжировке альбома очень удачно отметился Оливер Нельсон, а Walk On The Wild Side, занявший 21 место в поп-чарте Billboard, стал самым большим хитом в карьере Смита.
Bashin’… поднялся до номера 10 в чарте альбомов Billboard в июне 1962 года, но в течение следующих четырех лет альбомы Смита редко попадали в чарты. Наиболее успешными были Hobo Flats (1964), Who’s Afraid Of Virginia Woolf (1964), The Cat (1964), Organ Grinder Swing (1965) и Jimmy & Wes – The Dynamic Duo (1967).
Последние европейские турне Смит совершил в 1966, 1972 и 1975 годах, а далее решил поменять образ жизни, и вместо поездок по всему миру он в середине 1970-х годов открыл клуб и поселился с женой в калифорнийской долине Сан-Фернандо.
Несмотря на его регулярные выступления, клуб через несколько лет потерпел неудачу, что вынудило Смита вернуться к записям и частым выступлениям на фестивалях, хотя и не столь разъездным, какие у него были ранее. В результате только в конце 80-х музыкальные критики возобновили свои положительные отзывы на его альбомы.
Очень хорошие отзывы получили его живые выступления с коллегой-виртуозом органа Джои ДеФранческо, было круто и это побудило продюсера Куинси Джонса пригласить Смита в 1987 году сыграть на сессиях для альбома Майкла Джексона Bad. Смит исполняет классное соло на B3 на заглавном треке, в студии дело продолжалась более 20 минут. Разумеется, соло было отредактировано и на треке звучит чуть более минуты, что уже немало для поп-альбома.
Освоив совершенно противоположный сегмент поп-музыки, Смит сыграл на альбоме Фрэнка Синатры L.A. Is My Lady в 1984 году, продюсером этого альбома также был Куинси Джонс.
Постепенно его популярность вновь выросла и Смит возобновил далёкие гастрольные путешествия, играя с небольшими группами в Японии, Европе и Соединенных Штатах. Ему помогали хип-хоп ди-джеи, которые использовали в сэмплах причудливые органные ритмы Смита, знакомя его с новым поколением поклонников через музыку Beastie Boys, Nas, Gang Starr, Kool G Rap и DJ Shadow. Вернувшись на Verve в 1995 году, Смит записал альбом Damn! А в 2001 году - Dot Com Blues с участием легендарных звезд блюза и ритм-энд-блюза - Этты Джеймс, Би Би Кинга, Кеба Мо и доктора Джона.
Смит умер в 2005 году в Скоттсдейле, штат Аризона. После его смерти была выпущена запись “Legacy”, где Смит играет с Джои ДеФранческо. Джои посвятил альбом «Мастеру, Джимми Смиту - одному из величайших и самых инновационных музыкантов всех времен». Видимо, настало время для переоценки «Невероятного Джимми Смита», который так много сделал для популяризации джаза и его развития.
Вот так сложилась музыкальная жизнь человека, которого Джон Лорд считал своим учителем. При этом Лорд, про которого многие думают, что он также использовал Хаммонд B3, на самом деле играл, по большей части, на C3, для большинства людей внешне ничем не отличающемся. Лорд рассказывал, что когда он впервые сыграл на С3, то, по его словам, "как бы застрял на нем". Понятное дело, что отличаются они не только цифрой, некоторые нюансы звучания присутствуют, но большинство известных органистов играют на B3.
Подписаться!
Читать также:
- «DEEP PURPLE»: Ричи Блэкмор вспоминает 1968 год
- «DEEP PURPLE»: Иэн Пэйс: "Почему я не играю с двумя бас-барабанами?"
- AC/DC - большие приключения тура 2016 года "Rock Or Burst"
- Лучшие гитаристы, играющие на Fender Stratocaster (часть вторая)
- 9 лучших исполнений песен Джорджа Харрисона