Мы не смотрели Парад Победы в этом году. Не видели ни речи Путина, ни самолетов. Мы были на даче. Мы — это пять женщин, четыре поколения, три матери, два века жизни, одна семья. Мы вспоминали ее, Ксению Исаковну, женщину, спасшую семью.
Говоря о войне, чаще вспоминают ветеранов, героев, погибших в бою или героически выживших в это страшное время. Сейчас в наши дни, когда в мире идет «война», страшная, удушающая, война с вирусом COVID-19, мне кажется важным не только помнить подвиги и геройства, но и простых людей, выживших в страшные годы Второй мировой. Моя прабабушка, одна из тех, кто не брал в руки оружие, не латал дыры в солдатах, а спасал свою семью и детей.
Моему прадеду, Коршунову Максиму Семеновичу, было 35 лет, в 1941 году в семье родился восьмой ребёнок, но прадед ушел на фронт. Страшно представить, что было на душе у него и у прабабушки. В том же году прадед попал в плен и погиб в 44-м в концлагере в Баварии. В память о нем нет фото, есть лишь отпечаток пальца в карточке концлагеря, и по-фашистски четкое описание тела и зубов.
На фронте был не только прадед, но и старшая его дочь Коршунова Валентина. Она была связной в отряде Константина Заслонова. Награждена медалями.
Война шла, и в Витебск пришли фашисты. Дом, в котором жила семья, показался им отличным местом для отдыха. Бабушка с детьми оказались в концлагере. Чудом избежали смерти в газовой камере, подоспели партизаны — спасли.
Людей гнали в Германию, как скот. В огромных товарных поездах. Случай и добрый немецкий солдат подсказали ей, что в скором времени поезд зайдёт в поворот и сбавит ход. Была снежная зима и прабабушка сначала скинула с поезда старших, а потом спрыгнула с маленькой Галей на руках. Собрала детей и пошла пешком домой в Витебск. Одна, в чужой стране, бабушка гадала — и этим зарабатывала на хлеб детям и себе. И они пришли домой. Все. Живые.
К воронке на месте дома. В дом попал снаряд и все документы сгорели. У моей бабушки еще долго был листок в клетку, вместо свидетельства о рождении. Теперь у нее два дня рождения, и до сих пор не ясно, настоящий ли хоть один из них. Семья большая, а во время войны было совсем не до праздничных дат.
Не было у Ксении Исаковны орденов и медалей! Но была любовь к детям и дому. После войны она лечила людей много лет. Теперь это называется — народная целительница. Не утратила она любовь к жизни и была веселой, озорной. Даже получив похоронку, ещё дважды была замужем и родила ещё троих детей.
Это могла бы быть просто очередная история семьи, очередное фото в бессмертном полку, но этот текст я пишу для того, чтобы сказать: сила наша совсем не в оружии и военной подготовке. Не в пафосных речах в День победы. А в женщинах. Которые шли и идут, которые объединяют, спасают держат себя и семью. Наши прадеды были героями не только потому что надо. А потому, что дома ждала любимая женщина, и не важно, мама это или жена, которая спасала письмом на фронт с добрым словом, спасала, когда нужно было бежать из плена, когда опускались руки.
Этим текстом я хочу обнять всех женщин, ощущающих «войну» за окном сейчас, которые заперты в домах с детьми, которые вынуждены работать несмотря ни на что. Дорогие, однажды эта «война» пройдёт. И будет наш день победы. А пока — с праздником Победы нас. Праздником, который очень больно помнить.