Ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, сильно повлияли на все отрасли экономики РФ и на электроэнергетику, в частности. Для сокращения срока действия моратория на начисление пеней за просрочку оплаты ЖКУ для россиян и управляющих компаний нужны веские основания, заявил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук в комментарии «Политике сегодня».
«Таковыми могут стать данные о динамике падения собираемости платежей за энергоресурсы по различным категориям потребителей — население, бюджетные организации, малый и средний бизнес, промышленность», — объяснил Склянчук.
Минэнерго попросило отменить мораторий на начисление пеней за услуги ЖКХ, об этом сообщил замминистра энергетики Юрий Маневич на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей̆. По его словам, кабмин решил не взимать пени до 1 января 2021 года, но ведомство наоборот предложило сократить этот срок до шести дней и завершить мораторий в воскресенье, 31 мая.
По информации Минэнерго, в апреле уровень собираемости платежей за электроэнергию снизился на семь процентов, за тепло — на 12 процентов относительно аналогичного показателя 2019 года, а задолженность выросла на 11 миллиардов и 16 миллиардов рублей соответственно. Если сохранить действие моратория до конца 2020 года, то выпадающие доходы в электро- и теплоэнергетике для электростанций, работающих в комбинированном режиме, приблизятся к 600‒700 миллиардам рублей.
«Выпадающие доходы негативно скажутся на функционировании отраслей ТЭКа по всей цепочке жизненного цикла, особенно в условиях снижения доступности кредитных ресурсов и общего снижения экономической активности», — отметил Маневич.
Вопрос, что же повлияло на снижение платежной дисциплины? По мнению Склянчука, навряд ли только одно осознание безнаказанности, что не начислят неустойку, скорее всего есть более глубокие социально-экономические процессы.
Централизованной системы сбора информации нет. Отраслевые ассоциации могут сильно преувеличивать информацию о неплатежах, а регионы, наоборот, занижать. Изначально данной проблемой занимался Минстрой, но сейчас Минэнерго аппаратно перехватило повестку.
«Видимо, сказалось временное отсутствие Владимира Якушева, заболевшего коронавирусом», — предположил эксперт.
Ранее у президента планировали провести совещание по вопросам ЖКХ. Однако собрались один раз, чтобы обсудить вопросы ТЭК, но в итоговые поручения вопрос о сокращении сроков моратория не включили.
Это значит, либо тему не поддержали, либо она нуждалась в дополнительной проработке, либо решили не ассоциировать с президентом дезавуирование правительственного решения, которое подавалось как мера поддержки. Если сейчас Минэнерго предлагает отменить принятое два месяца назад постановление, то это может означать признание его ошибочности.
Также Минэнерго предложило, во-первых, для россиян, которые оказались в сложной жизненной ситуации, установить срок указанного моратория до 31 июля 2020 года. То есть сделать его адресным, установив такие критерии как снижение среднедушевого дохода семьи более чем на 30 процентов и/или признание безработным одного или нескольких членов семьи.
Во-вторых, до 31 июля не начислять малому и среднему предпринимательству из наиболее пострадавших отраслей неустойку за несвоевременную оплату по всем видам энергоресурсов.
В-третьих, ввести законодательно рассрочку для пострадавших предпринимателей на три месяца с уплатой процентов за рассрочку в размере ключевой ставки Банка России плюс два процента. Как альтернатива — решение могут отдать на откуп субъектам, а постановление правительства №424 оставить без изменений.
«С точки зрения потребителей жилищно-коммунальных услуг отмена моратория не решит проблемы, возникшие в связи с коронавирусом. Нужно развивать систему адресной поддержки населения, которая в конечном счете может привести к уходу от плоской шкалы индексации тарифов ЖКХ», — резюмировал Склянчук.