Революция 1917 года положила конец более чем 400-летней истории России, как русского государства. Её сменила социальная и государственная система, в которой уже не нашлось места национальным интересам русского народа. Что же стало причиной краха тогда российской государственности, и была ли возможность сохранить её?
Кризис Российской империи, в который она вступила вскоре после Наполеоновских войн, был предопределён ещё при её рождении. Данная её основателем Петром 1-м установка на интеграцию в Европу привела к тому, что вся образованная российская элита (дворянство и интеллигенция) к концу 18 столетия в культурном отношении (наука, образование, искусство) попала в полную зависимость от неё (подробнее об этом см.: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-4-kurs-na-zapad-5ec9f335de19437ef5dde5f1 )
Пока старушка Европа оставалась в основном феодальной и абсолютистской, эта зависимость шла на пользу развитию имперской России, поскольку позволяла ей без большого ущерба для себя подпитываться ресурсами значительно более старшей и зрелой западноевропейской цивилизации (научные знания, техника и технологии, профессионально подготовленные кадры).
Положение резко изменилось после смены Европой своего общественного устройства с феодального на капиталистический. К середине 19 века почти вся европейская элита уже твёрдо усвоила характерные для эпохи капитализма идеологии национализма и либерализма (а небольшая часть её - даже социализма), что, конечно же, не могло не отразиться на взглядах и российского дворянства с интеллигенцией.
Между тем, все эти идеи были смертельно опасны для самого существования Российской империи, построенной на принципе абсолютизма (то есть ничем не ограниченной власти царя).
Осознав реальную угрозу для себя со стороны новой Европы, имперская власть сразу же попыталась возвести цензурный барьер на пути проникновения в Россию западных идей, однако в условиях относительно свободного выезда русских дворян за границу такая мера не могла дать должного результата. Была сделана и попытка восстановить разрушенную революцией 1848 года феодальную систему у западных границ России (в Австрийской империи) путём военной интервенции, но тоже неудачно:
на месте Австрийской появилась модернизированная по либеральным принципам Австро-Венгерская империя.
В результате, Россия оказалась в прямом идейном и политическом противостоянии с той самой Европой, которой верхушка русского общества со времён Петра 1-го привыкла во всём подражать.
В конце концов, российской монархии пришлось тоже пойти по пути частичной либерализации своего общественного и государственного устройства, надеясь ослабить этим нажим со стороны либерального Запада и собственной интеллигенции (а также части дворянства).
Однако, согласно принципу «увязнет коготок – всей птичке пропасть», имперская власть в России запустила тем самым процесс своего полного уничтожения. Каждая новая её уступка вела к выдвижению европеизированной русской общественностью либеральных требований следующего уровня. В то же время, расширение либеральных свобод неизбежно вело к росту национализма, среди интеллигенции нерусских окраин империи, и атеизма, подрывавшего позиции церкви. Благодатную почву получила в России для своего развития и европейская идея социализма, первоначально тоже в основном среди дворянства и интеллигенции.
Попытки самодержавия бороться с национализмом путём насильственной русификации, а с социализмом – репрессиями, породили рост числа сторонников радикальных революционных идей.
Все три антиимперских лагеря (националисты окраин, русские либералы и социалисты) часто выступали единым фронтом против своего общего врага – русского царизма.
Затруднительной для Российской империи обстановкой поспешили воспользоваться спецслужбы её ближайших соперников – Британской, Германской, Австро-Венгерской, Османской (Турция) и Японской империй. Не остались в стороне и правящие круги США, среди которых большим влиянием пользовались тогда представители еврейского капитала. Последних очень раздражали ограничения российскими властями прав евреев (а также случавшиеся погромы) и попытки (очень непоследовательные) русификации их интеллигенции.
Стремясь ускорить распад Российской империи, её внешние недоброжелатели стали тайно финансировать деятельность внутренней (и внешней) оппозиции, особенно наиболее радикальных её групп.
Самые долгоиграющие вредные последствия для России и будущего Русского мира имела деятельность австрийского генштаба по искусственному выращиванию в пределах собственной части бывшей Руси (Галиции) своего рода Анти-России – так называемого «украинства» или «украинской нации», с созданными на скорую руку в последней четверти 19 века антироссийски настроенными львовскими профессорами особой историей, литературным языком и русофобской «национальной идеей».
С конца 19 века эту идеологию охотно подхватила оппозиционная царизму часть местной интеллигенции Малороссии.
Таким образом, к 1917 году существовало уже достаточно много предпосылок для гибели царского самодержавия и распада России. Однако, для того, чтобы из этих предпосылок получилось взрывчатое вещество, способное уничтожить империю, не хватало одного очень важного компонента – готовности к этому основной массы русского народа, составлявшего тогда почти половину населения всей страны. Большинство собственно русских крестьян (да и многих нерусских), а также немалая часть вышедших из их среды рабочих (и ремесленников) до последнего момента сохраняли верность царю как священную традицию, доставшуюся им от предков, и гарантию существования российского государства. Только личный отказ его самого и его ближайших родственников от власти (под давлением либерально настроенной дворянской элиты) обрушил империю, изначально созданную вокруг фигуры царя и не способную существовать без неё.
Лишившись своего основного политического стержня – самодержавия (духовный стержень – идеология «Святой Руси» - был утрачен ещё в конце 17-го века), российское общество тоже стало неудержимо рассыпаться на свои составные элементы – сельские общества, отдельные предприятия, профсоюзы и партийные группы. На более высоком уровне раскол происходил между различными общероссийскими партиями, вступившими в яростную борьбу между собой за центральную власть. В таких условиях сама эта власть быстро теряла контроль над страной, которая неудержимо катилась к гражданской войне.
Тем не менее, у России оставался ещё теоретический шанс сохранить себя как государство без гражданской войны, но лишь в том случае, если бы формально возглавившее её Временное правительство не цеплялось за призрачную власть, выжидая более благоприятного для себя развития событий, а созвало Учредительное собрание для решения судьбы страны уже в начале лета 1917 года.
В тот момент силы, стремившиеся к полному разрушению старой власти (большевики, левые группы эсеров и анархисты), были ещё не так многочисленны, как четыре-пять месяцев спустя и вряд ли смогли бы получить на выборах большинство мест в нём (не было у них большинства в Учредительном собрании даже в январе 1918 года, потому большевики и разогнали его).
Созданное Учредительным собранием законное правительство (с преобладанием правых социалистов) могло бы рассчитывать на поддержку абсолютного большинства россиян и не допустило бы дальнейшего развала страны. Даже возможное потом отделение от неё Польши, Финляндии, УНР и, вероятно, некоторых других национальных окраин, в конце концов, только укрепило бы Россию, поскольку снова превращало её в государство, с подавляющим численным превосходством собственно русского населения, но уже без сословных перегородок, чрезмерных классовых и культурных различий. Это могло стать началом возрождения на новых основаниях русской цивилизации после двухсот лет её культурной зависимости от Запада.
Однако история не знает сослагательного наклонения. Подчиняясь логике самораспада, российское общество и государство к осени 1917 года превратились в груду мало связанных между собой обломков, и роль создания из них новой социально-политической системы досталась партии, в верховном руководящем составе которой почти не было людей собственно русского происхождения.
Другие статьи автора по теме "Империя России" (кроме той, на которую есть ссылка в тексте):
Империя - детство и юность цивилизаций (краткий социологический очерк): https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-detstvo-i-iunost-civilizacii-sociologicheskii-ocherk-5ebfd91c38e7d258172a547e
Империя России. Часть 1. Царь или император?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-1-car-ili-imperator-5ec11c4838e7d258172a6574
Империя России. Часть 2. Третий Рим: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-2-tretii-rim-5ec2048bf1689869c21d1565
Империя России. Часть 3. Крушение Московской цивилизации: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-3-krushenie-moskovskoi-civilizacii-5ec535d950183f040e096848
Главные предыдущие статьи:
Сказание о Мамаевом побоище - басня?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/skazanie-o-mamaevom-poboisce-basnia-5e8c5dd692068043c116f627
Русь начальная. Часть 1. Словене: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/rus-nachalnaia-chast-1-slovene-5e9406e2321d76669c56ee5d
Русь начальная. Часть 8. Путь севера: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/rus-nachalnaia-chast-8-put-severa-5ea982166c197b5e73e5804b
Восхождение к России. Часть 1. Рождение народа: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-1-rojdenie-naroda-5eb240dfa3f457144fc02cec
Восхождение к России. Часть 4. Обретение духа: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-4-obretenie-duha-5ebbf7a4996f5f65f3407116
Если статья понравилась, ставьте лайк. Чтобы читать другие статьи автора, подписывайтесь на этот канал.