Найти тему

Богородское село

В 1604 году в 18 километрах от города Уфы появилась небольшая деревня под названием Новая Слобода, которую основал Иван Кадомец (крещеный башкир). После постройки церкви в 1613 году слобода стала селом Кадомцевым. После обретения иконы Богородицы в 1621 году село переименовано в Богородское. В дальнейшем Богородское стало весьма значительным селом, здесь находился волостной центр, была ежегодная ярмарка.

В 1900 году Уфимская городская дума отвела место для старообрядческого кладбища вблизи дороги в село Богородское
В 1900 году Уфимская городская дума отвела место для старообрядческого кладбища вблизи дороги в село Богородское

Позже село стало сокращенно называться ИНОРСом. Существуют две версии расшифровки этого названия. По одной из них - поселком «иностранная рабочая сила», чей труд в первые послевоенные годы активно использовался на производстве и в строительстве. По второй версии, ИНОРС - институт нормы и стандартов, по названию которого и именуется микрорайон.

Село Богородское. Церковь Богородско-Уфимской иконы Божией Матери
Село Богородское. Церковь Богородско-Уфимской иконы Божией Матери

Селу Богородскому надлежало исчезнуть с карты республики. Учитывая, что село должно перестроится во вторую очередь моторного городка, Башкирский Совнарком запретил с 1931 ода. возведение здесь новостроек и капитальный ремонт существующих домов. Крестьянам предлагалось немедленно переселиться на новые места. Здесь же был образован рабочий поселок. Поселковый Совет получил наименование Черниковского поселкового Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов района новостроек Уфимского района БАССР.
Одновременно село Богородское было переименовано в село Моторное.

Современный Инорс. Фото Светланы Едренкиной
Современный Инорс. Фото Светланы Едренкиной

Впечатления с фронта: село Богородское

22 февраля по пути на Уфимский фронт мне пришлось остановиться в селе Богородском, находящемся на уфимском тракте. Громадное село, славившееся своими ярмарками, стало неузнаваемо: исчезли все красивые дома, сожженные обезумевшими красными. Еще летом они решили стереть с лица земли всех «буржуев» и для выполнения своего плана избрали «красного петуха». Удивительна та недальновидность, которая сказалась в бессмысленном сожжении хороших домов: объявив все дома национализированными, они, выходит, сожгли «народное» имущество. Печально, то, что, задумав сжечь один дом, большевики невольно сожгли много соседних избушек. Всего в с. Богородском уничтожено огнем более 60 домов и много магазинов. Печальное зрелище являет собою некогда благоустроенное село. Глубокой скорбью веет от рассказов жителей о большевистском владычестве.

Петрозаводская улица, 2 / Сельская Богородская улица, 9, 11, 1936 г. domofoto.ru
Петрозаводская улица, 2 / Сельская Богородская улица, 9, 11, 1936 г. domofoto.ru

Сильно отразилось царство красных на торговле села: ярмарка (или лучше сказать подобие ее) происходившая в селе во время моего недолгого пребывания в нем была очень жалка, ибо кроме кренделей , хлеба и сигарет почти ничего не было. Исчезло прежнее обилие товаров.
Вернувшиеся из бегства купцы, нашли свои гнезда разоренными и с грустью вспоминают прошлые дни большой торговли.

Сельская Богородская улица, 9, 11 · Петрозаводская улица, 2, 1936 г. domofoto.ru
Сельская Богородская улица, 9, 11 · Петрозаводская улица, 2, 1936 г. domofoto.ru

Верстах в 12 от Богородского находится татарская деревня Аныпаева, почти вся выжженная красными. Здесь картина еще печальнее: и без того бедная деревушка выжжена в большой ее части, и теперь население ее принуждено теснится. Следствием этого явилась эпидемия сыпного тифа: в деревне больные лежат в домах. Так красные «наказали» богатых и облагодетельствовали бедных! Дм. Казачихин. Вестник Приуралья (Челябинск), 1919 год.

Фото Светланы Едренкиной
Фото Светланы Едренкиной

Ныне от села Богородского осталось лишь несколько домов, улица Сельская Богородская и Уфимско-Богородский храм. В советское время улица Сельская Богородская называлась Промышленной. Сейчас на ней сохранилось множество деревянных и малоэтажных шлакоблочных домов. Храм не оригинальный, а восстановленный. Он получил свое название после явления иконы Богородицы-Одигитрии (список с Казанской иконы) одному крестьянину. Существует предание, рассказывающее об истории обретения этой иконы.

Фото: yarowind
Фото: yarowind
Фото: yarowind
Фото: yarowind

Однажды один крестьянин по имени Стефан по ложному доносу был приговорен селянами к наказанию розгами. Не имея сил перенести позор, он решился на самоубийство и пошел в лес, но был остановлен женским голосом, сказавшим ему: "Куда ты идешь? Воротись и скажи священнику и народу, чтобы взяли меня отсюда, ибо Я спасу ваше село от пожара". Удивленный крестьянин, приняв все это за обман чувств, возвратился домой. На другой день он вернулся на это место. Снова услышал эти слова и снова не поверил. Наконец, на третий день он взглянул вверх и увидел в сиянии Святую икону Божией Матери.

Фото: yarowind
Фото: yarowind

Он вернулся в село и рассказал об этом священнику и народу, которые последовали за ним. Они увидели никем не поддерживаемую пребывающую в воздухе икону. После усиленного молебного пения икона была принята только на руки Стефана, так как другим она не давалась, показывая тем самым его невиновность. Сразу же после явления начали совершаться многие чудеса от иконы и открылся родник с целебной водой, а село с того времени стало называться Богородским. Над родником была построена часовня, снесенная в советские годы. Ныне часовня восстановлена, внутри нее до сих пор бьет родник.

Фото: yarowind
Фото: yarowind

Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой.