Найти тему
Александр Мищихин

Список правил для музыкантов

  • Необходимо развивать слух с самого раннего возраста. Вокруг маленького человека десятки различных звуков – чириканье птиц, шум дождя. Нужно стараться находить разные тембры во всех них.
  • Для развития навыков играются гаммы и технические упражнения. Однако не следует лишь наигрывать их до посинения, а стоит выполнять другие задания. На одном «игрании» гамм далеко не уедешь.
  • Так называемая «немая клавиатура» совершенно непригодна для формирования музыкальности.
  • Ритмичная игра – основа для любого начинающего музыканта. Многие «профи» играют так неровно, что не хочется слушать.
  • Гармония – основа основ для любого музыканта. Следует ознакомиться с ней как можно раньше.
  • Боязнь музыкальных терминов? Не, не слышал. Если видишь незнакомое слово, то стремись ознакомиться с его значением, а не пропускать.
  • Не следует бездумно стучать по струнам – лучше всего сразу соблюдать задуманные автором акценты и обозначения. А также доигрывать своё произведение до самого конца.
  • Несоблюдение темпа (и его неверная трактовка) – одна из главных ошибок.
  • Не недооценивайте лёгкие произведения – они становятся базой для исполнения более трудных. Всегда нужно играть их легко и в характере.
  • Инструмент должен быть хорошо отстроен. Кстати, это относится и к человеческому голосу!
  • Нужно запомнить пьесу не только пальцами. Вы должны уметь проигрывать её и в голове. Причём звучит не только мелодическая линия, но и гармоническая основа.
  • Даже если вы не обладаете достаточно развитым голосом, то  нужно петь, подыгрывая на инструменте. Это разовьёт ваш слух.
  • Развиваться стоит до такой степени, чтобы можно было представить произведение, не слушая его, а лишь увидев на нотном листе.
  • Не бойтесь тех, кто вас слушает. Кстати это отличные правила для музыкантов, т.к часто начинающие исполнители сбиваются, ожидая реакции зрителя или члена приёмной комиссии.
  • Лучше всего представить, что вас слушает истинный мастер, который высоко оценит талант.
  • Если предстоит сыграть с листа незнакомую пьесу, то всегда посмотрите ее «скелет» глазами. Следует охватить форму, которая будет давать в голове представление обо всех фрагментах.
  • Если, что называется «наелся», то лучше прекратить занятия на сегодня. Лучше завтра приступить с охотой за разучивание, чем играть через силу с пресным лицом. Но не злоупотребляйте этим правилом!
  • Некоторые советы музыкантам всё-таки устарели. Или, по крайней мере, стали спорными. Например, не играть модную коммерческую музыку (скажем, исключительно в целях заработка). Лучше уделить время проверенной классике.
  • Неожиданно, но жизненные правила музыкантов пересекаются и со здоровым образом жизни. Принимайте лёгкую и полезную пищу, потому что пища для души (музыка) имеет много общего с физической подпиткой.
  • Техника и пассажи из количества переходят в качество. Но только там, где они действительно необходимы.
  • Не способствовать распространению музыкальной «непотребщины». Из этого же следует следующий совет:
  • Стараться исключить музыкальный шлак из своего «рациона».
  • Не ставь блестящее техничное исполнение поверх авторского замысла. Всё-таки слушатель должен, прежде всего, запомнить мысль произведения.
  • Не переделывай пьесу под себя. Не выдумывай ненужные украшения и мелизматику, противоречащие автору.
  • При выборе репертуара лучше советоваться с более опытными коллегами и учителями. Не всегда этот опыт может быть положительным, но чаще – сэкономит время.
  • Знакомство с произведениями мастеров следует проводить в хронологическом порядке, но пытаться охватить самые важные этапы их творческого пути.
  • Не стоит проникаться мимолётным успехом бездушных виртуозов — «технарей».
  • Популярность музыки – вещь приходящая. Поэтому не стоит до седых волос пытаться поймать текущие тренды и быть модным.
  • Регулярное исполнение на публику добавляет опыт. Но не нужно играть то, чего вы стыдитесь.
  • Используй возможность игры в ансамбле – дуэт, квартет, аккомпанемент певцу. Когда музыкант играет в тандеме, то он начинает понимать форму, логику, учиться подстраиваться на ходу.
  • Не следует относиться с пренебрежением к «малозначительным» музыкантам оркестра, ансамбля. Каждый участник вносит свою важную роль.
  • Любовь к своему инструменту – это отлично. Но не стоит забывать и о существовании других.
  • Когда ты будешь сформирован как музыкант – делай упор на изучение партитур. Любой исполнитель черпает знания с нотного листа.
  • «ХТК» Баха – прекрасная база для растущего музыканта. Играй его, и будет тебе счастье.
  • Перенимай опыт у своих товарищей.
  • Отдых на природе с поэтическим сборником – прекрасный выбор!
  • Вокалисты могут дать некоторые полезные знания. Но относись к выбору их советов с осторожностью.
  • Практически все произведения и «фишки» были придуманы до тебя. Поэтому не слишком гордись композиторским даром, а считай его посланием свыше. И конечно – доноси его до слушателя.
  • Лучшее «лекарство» от формирующегося завышенного самомнения – прослушивание классических произведений признанных мастеров.
  • Антон Тибо и его Чистота муз. Искусства – твоя будущая настольная книга.
  • Опять же устаревшие правила для музыкантов, но для полноты картины приведём их. Почитание органной музыки, особенно церковного исполнения. Нужно стараться использовать возможность сыграть на этом инструменте.
  • Орган – это отличный инструмент для тренировки чистоты звукоизвлечения.
  • Пение в хоре средних голосов разовьёт твой профессионализм. Линия баса и сопрано обычно чётко слышна и вычленяема. Следование же за альтом требует развитого слуха.
  • Музыкальность – это и умение импровизировать, и доигрывать фразу, даже если ты её забудешь.
  • Развитие в себе музыкальности – одна из главных задач. Её можно добиться не только многочасовыми техническими оттачиваниями навыков, но участием в ансамблях.
  • Наслаждайся звуком певческого голоса, ищи в нём неизвестные тебе краски.
  • Народная музыка – настоящая кладезь знаний.
  • Практика в чтении старых ключей необходима.
  • Отличный способ натренировать музыкальную память – внимательно  прислушиваться к другим инструментам и проигрывать в голове услышанную только что мелодию.
  • Оперная музыка не только красива, но и полезна.
  • Проверенное временем старое – это хорошо. Но не стоит пренебрегать и новыми произведениями. Например, сейчас пишут отличные мелодии на гитаре.
  • Некоторые произведения «распробываются» не с первого раза. Поэтому, если тебе не понравилась пьеса, то не спеши забывать о ней. Возможно, через время она придётся по душе.
  • Нужно стараться приобщаться к высокому искусству.
  • Мелодия – далеко не вся музыка. Настоящие произведения состоят не только из простенького ритма и напева. Гармония, динамика, форма – только некоторые составляющие.
  • Сочинение собственных небольших мелодий – признак хорошего прогресса.
  • Настоящая музыка происходит из глубины души. Только такая сможет покорить слушателя.
  • Юношеское витание в облаках – это хорошо в определённое время. Но не стоит навсегда оставаться в этом царстве, обязательно овладевай нотной грамотой.
  • Дирижирование – ещё одна полезная стезя. Вместе с ним можно изучить, как играть под метроном.
  • Стоит изучать и другие науки, помимо музыки.
  • Для искусства подойдут почти все те же моральные нормы.
  • Терпение и труд – ну вы поняли.
  • Не расплескай свой талант.
  • Энтузиазм – основной двигатель художественного прогресса.
  • Не следует сразу ставить во главу угла заработок посредством исполнения музыки. Сначала следует научиться ей, а остальное постепенно приложится.
  • Без изучения формы невозможно полностью понять содержание произведений.
  • Не каждый поймёт гениального музыканта. Скорее всего, только такой же коллега.
  • Высший пилотаж – это мысленное представление произведения в виде его партитуры.
  • Нет предела совершенству своих навыков.