Честно говоря, я впервые в жизни пишу отзыв на прочитанную книгу, но не в первый раз пишу, и тем-более статью. Поэтому заваривайте чай... будет интересно.
Я не буду в точности пересказывать произведение, это можно прочитать на Википедии, расскажу основные моменты, расскажу о тех мыслях которые меня посещали во время прочтения, и которые посетили после.
Действие происходит в 1960-х годах в Токио, где наш главный герой Ватанбэ является, на тот момент студентом университета. Я, честно говоря, упустил из вида, что там были за войны и протесты, но по своей эмоциональной окраске и количеству нудятины книга сильно напоминает Ремарка. Этакое "Потерянное поколение в вечной Японской меланхолии".
Ватанбэ ничем не отличается от меня в своё время, этим наверное меня и заинтересовала эта книга поначалу. Денег у него особо не водилось, его окружали разные странные людишки на подобие соседа с прозвищем Штурмовик. Ватанбэ вроде-бы неплохо учился и частенько бухал в барах, гулял с девочками. Короче, вёл активную среднюю студенческую жизнь.
Но однажды его хороший друг Кидзуки умирает. Умирает, насколько помню, в автокатастрофе. Соответсвенно наш Ватанбэ начинает ещё более плотно общаться с девушкой Кидзуки - Наоко. Наоко, как показывает автор или как вижу я, является такой до боли красивой тихоней, склонной к анализу своих переживаний. Девочка неземной красоты, но с совсем не целой головой. Во время очередной пьянки Наоко и Ватанбэ чувствуют тягу друг к другу и между ними происходит акт любви.
Проходит несколько затянутых событий и Наоко после всего этого отправляется лечить голову в психиатрическую клинику, которая находится в каких-то горах.
В то же самое время около главного героя крутится в дружеской любви Мидори, весёлая красивая и открытая девочка. Они с Ватанбэ как-бы дружат, но по факту всю повесть они понимали, что не могут друг без друга, но постоянно встречали на пути какие-то препятствия. У Ватанбэ били проблемы с заботами о Наоко, а у Мидори был молодой человек и больной отец, который тоже вскоре умер.
Вообще в этой меланхоличной книжке было много смертей, и только после прочтения книги я понимаю, что автор что-то пытался этим сказать.
Основная часть книги это как раз-таки вот эти самые метания: забота о Наоко, где Ватанбэ чувствует какую-то ответсвенность, чем себя постоянно угнетает и накручивает, и тусовки с Мидори, в течение которых они понимают, что стали близки друг к другу. Мидори - пошлячка, которая вечно клеит Ватанбэ своими саркастичными шутками про секс и мастурбацию, однажды они даже могли переспать, когда Мидори напилась после просмотра порнофильма, но наш Ватанбэ ушёл читать книжку, попил утром пива и пропал на три недели... За что Мидори сильно обиделась.
В психиатрической клинике мы знакомимся с ещё одним персонажем - Рэйко. Это, относительно главного героя, старая женщина, преподаватель музыки с огромным талантом и настолько же огромными душевными проблемами. Они вместе живут с Наоко в клинике. Когда Ватанбэ приезжает навестить Наоко, автор нас сталкивает с некоторыми историями от Рэйко. Она повествует о том как играла на фортепьяно, как преподавала, как лечилась в клинике, как попалась в сети к тринадцатилетней лесбиянке, после чего поругалась с мужем и окончательно поехала крышей. В той лечебнице, на момент повествования она находилась уже восемь лет.
Вообще, на мой взгляд Рэйко здесь чуть ли не ключевой персонаж, что проявляется ближе к концу. Она выступает своеобразным посредником между душевными болями у Наоко и проблемами в жизни Ватанбэ. Но и Ватанбэ своими переживаними показывает Рэйко, что не всё еще потеряно, и после самоубийства Наоко, Рэйко выходит из восьмилетнего заключения с желанием начать новую жизнь.
На тот момент у Мидори умер отец и она тоже на месяц-два отключается крышей, и в дальнейшем так скажем "ебёт мозги" главному герою, оставляет всякие записки, кидает телефонные трубки и делает тому подобные вещи. А они с Мидори даже не спали, хотя она очень часто своими шутками его на это подначивала.
На конец повести мы видим четыре смерти: Кидзуки, Отец Мидори, Наоко, Хацуми. И всё это как-будто подводит нас к какой-то кульминации...
На самой последней странице, Ватанбэ проводивший Рэйко в добрый путь, в полной горечи и отчаянии звонит Мидори, которая с ним опять долго не общалась из-за его путешествий и душевных травм, но в конце концов она готова с ним увидеться, но Ватанбэ даже не знает где он находится...
Конфликт с женщинами я разобрал, но если копнуть еще глубже?
Не просто так нам дан в повести Нагасава - папенькин сынок, чёрствый, упёртый и с завышенной самооценкой и язвительными шутками. Он всегда добивался своего и особо не ценил людей. Именно он говорит такие фразы как: "В мире господствует несправедливость и это не по моей вине" и "Не жалей себя! Себя жалеют только ничтожества."
Он как-бы противопоставляется душевным проблемам главного героя, который очень сильно помешан на переживаниях и очень много уделяет внимания себе и окружающим людям. Ватанбэ перестаёт с ним общаться, и когда через два года умирает девушка Нагасавы - Хацуми, он просто присылает открытку где пишет: "Жаль".
Но как раз таки он наверное и показывает насколько глупо так заострять внимание на душевных проблемах. Хотя люди искусства на то и люди искусства, чтобы переживать...
Удовольствие от прочтения
Скажем так: Хорошей эту книгу, я не назову. По крайней мере с точки зрения техники точно. Я люблю красивый язык, которого здесь нет. Я люблю интересный сюжет, которого здесь нет. Это книга - линейная затянутая меланхолия. Её можно прочитать в дождливый осенний день укутавшись под плед и заварив чаю. Я много раз отрывался от книги, просто потому-что она успевает быстро наскучить. Пришлось читать её очень долго, и отрывками. Никому не советую тратить на неё время. Качество слова оставляет желать лучшего, очень всё просто, никаких красивых и умных фраз я из неё не выцепил, хотя что-то, не отрицаю подчёркивал.
Совсем не разделяю с издательством описания: "Мастер слова и Гений литературы". Не хочу показаться чёрствым и надменным, но даже Буковски читать куда интереснее, хотя его повествования и его язык многими чтецами воспринимаются как нечто низкое в литературе.
Что же всё-таки я понял?
Пожалуй, проанализировав в голове все события, образы, истории, переживания и интересные фразы из книжки, я понимаю, что автор хотел сказать: "Цените то что имеете, пока оно у Вас есть".
И в правду, очень много смертей, очень много недомолвок и непоняток в отношениях. К чему всё это было? Цените то, что имеете, пока оно не пропало из жизни и будьте счастливы.
"Смерть не противоположность, а невидимая часть жизни" - гласит одна из строк книги. Она, в принципе, и объясняет всю суть.
Подписывайтесь на меня в INSTA и ДЗЕНЕ, чтобы не пропускать своенравные книжные обзоры. До новых встреч!