Найти тему
Life Notes

Внутриличностные конфликты. Продолжение Ⅰ.

Оглавление

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда.

-2

Согласно Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем (человеке) от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение.

Такими инстинктами являются:

  • ЭРОС - сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения
  • ТАНАТОС - инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения

Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между ЭРОСОМ и ТАНАТОСОМ. Эта борьба, по Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости.

Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена Фрейдом в его взглядах на структуру личности.

По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции - Оно (ИД), Я (ЭГО) и Сверх Я (СУПЕР ЭГО).

Оно - это первичная врождённая инстанция, изначально иррациональная и подчинённая принципу удовольствия. «Оно» проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

Я - это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные бессознательные импульсы «Оно» я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, т.е. требованиями принципа реальности.

Сверх Я - это цензурная инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами, ценностями, требованиями, которые общество предъявляет личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между «Оно» и «Сверх Я», которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между «Оно» и «Сверх Я», то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них.

Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, т.е. преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество.

Кроме того Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Рекомендуем посмотреть:

-4