Найти тему
Флориан Блэк

Jefferson Airplane "Crown Of Creation" (1968). Когда название соответствует содержанию.

К 1968 году калифорнийский ансамбль Jefferson Airplane подошел на пике своей популярности и в полном расцвете творческих сил. Коммерческий успех группе принес её второй альбом Surrealistic Pillow (1967) с хит-синглами White Rabbit и Somebody To Love, а последовавший за ним в том же году фантасмагорический шедевр After Bathing At Baxter's сделал "Аэроплан" кумирами хиппи и королями психоделики. Группа была желанным гостем на любом рок-фестивале, отметившись на самых легендарных из них: Монтерей, Вудсток, печально известный Алтамонт и британский Isle Of Wight. В августе-сентябре 1968 года прошло триумфальное европейское турне Jefferson Airplane совместно с гремевшими тогда же The Doors, и к его окончанию был приурочен выпуск четвертого альбома JA, скромно названного Crown Of Creation - Венец творения.

-2

В составе группы на тот момент было шесть человек: вокалистка Грейс Слик (Grace Slick), гитаристы Марти Бэйлин (Marty Balin), Пол Кантнер (Paul Kantner) и Йорма Кауконен (Jorma Kaukonen), бас-гитарист Джек Кэсэди (Jack Casady) и барабанщик Спенсер Драйден (Spencer Dryden). Марти Бэйлин был запевалой наравне со Слик, а остальные обеспечивали бэк-вокал и гармонии. Являясь дружной коммуной, музыканты попросили своего менеджера снять им домик с видом на залив Золотые Ворота в Сан-Франциско, чтобы без помех заниматься творчеством - благо доходы позволяли. В доме было три этажа, двадцать комнат, и подвал, в котором оборудовали записывающую студию. Любуясь красотами залива с перекинутым через него висячим мостом, ребята и музыку сочинили подстать месту - красивую, парящую и немного загадочную.

-3

В коллективе царила демократия, никто не тянул одеяло на себя, а в сочинении песен принимали участие все шестеро. Альбом объединил всё лучшее с предыдущих пластинок, смешав фолк-рок, психоделию и мелодичность в оптимальных пропорциях. Эта симпатичная запись, состоявшая из одиннадцати композиций, поднялась до почетного шестого места в американском хит-параде.

Первая песня Lather написана Грейс Слик и посвящена барабанщику группы Спенсеру Драйдену, а точнее - его тридцатилетию. Проблема взросления волновала этих избалованных хиппарей, которым очень хотелось оставаться вечными подростками, и беззаботному герою противопоставляются его сверстники, ставшие кто банкиром, кто танкистом, в то время как он продолжает валяться голышом на пляже. Эти размышления иллюстрируются разными звуковыми эффектами на фоне спокойного акустического сопровождения, создавая тревожное зыбкое настроение. Вторая композиция In Time (Во времени) принадлежит Кантнеру и Бэйлину, в ней всё продумано и гармонично: переходы от плавных куплетов к энергичным припевам, вокальные расклады, мастерское гитарное соло... Очень тщательно построена песенка, а текст намекает на неуют и бегство из одной вымышленной страны в другую. Пол Кантнер, парень начитанный, был сильно впечатлен фантастическим романом Джона Уиндема "Хризалиды", в котором описывается мир после ядерной войны (горячая тема для тех времен), где новое общество, состоящее из потомков выживших в катастрофе, преследует и уничтожает мутантов, да и просто тех, в ком есть что-то необычное. "Аэропланы", конечно, и на себя переносили эту параллель, считая свое поколение призванным навсегда изменить старый порядок, становясь при этом изгоями в мире истеблишмента. Эта тема еще всплывет в одноименной с альбомом композиции, а пока переходим к гимну свободной любви. Triad (Триада) - единственная на альбоме композиция "со стороны": она написана Дэвидом Кросби (David Crosby), который на тот момент входил в состав группы The Byrds. Собственно, для Птиц песня и предназначалась, и когда Кросби показал ее другим участникам, их реакция оказалась для него полной неожиданностью: красивая мелодия, которую он сочинил, наполняла душу творца законной гордостью. Но коллеги-музыканты позорно застремались, услышав откровенный текст о любви втроем, и наотрез отказались включать ее в репертуар. Тогда Кросби обратился к своей подруге Грейс Слик, будучи уверенным, что уж там-то найдет понимание, и не ошибся - Слик сказала только: "Мэн, 68-й год на дворе. Кому на хрен какое дело?". Так песня попала на альбом "Аэроплана", а Кросби, у которого были и другие разногласия с лидерами Byrds, вскоре был из "Птичника" изгнан. Продолжает альбом Star Track, написанная самым блюзовым участником группы - лидер-гитаристом Кауконеном, который украсил ее длительным проигрышем под жесткий аккомпанемент. Share A Little Joke (Поделись маленькой шуткой) действительно несколько несерьезна на фоне остальных, а завершает первую сторону электронный коротенький инструментал Chushingura, придуманный барабанщиком Драйденом - психоделия в чистом виде. Это был один из самых ранних примеров использования электроники для записи целого трека, что наводит на мысль - а в Германии ли изобрели краут-рок?)) Вторая сторона начинается с бодрой и чувственной If You Feel (Если чувствуешь), призывающей любить всегда и везде. Просто любить, все очень просто. Хиппи, такие хиппи. Однако благостные мотивы сменяются тревожной Crown Of Creation, о преследованиях инакомыслящих, и здесь уже напрямую цитируется роман Уиндема, о котором говорилось выше. Кстати, обложка, где группа изображена на фоне ядерного взрыва, отсылает туда же, к радиоактивному будущему. Ice Cream Phoenix (Феникс из мороженого) и Greasy Heart (Жирное сердце) - два прекрасных момента для певицы Грейс Слик, где она вовсю разворачивает свой грудной вокал, делает характерные паузы и тянет согласные. Эмоциональное исполнение вновь посвящено горько-печальным раздумьям о проходящем времени и неизбежном старении (Слик тоже приближалась к тридцатилетию, а в ее представлении за этим рубежом молодость заканчивалась).

Ожирение сердца, потеря чувствительности, способности сочувствовать, сопереживать - страшная возрастная болезнь, и Грейс боялась ее симптомов. Однако все эти страхи оказались мелкими, когда пришла пора финальной композиции - The House At Pooneil Corners (Дом на пунейловой опушке - отсылка к Винни-Пуху, где его имя скрещивается с именем фолк-певца Фреда Нейла). Здесь подробно, шаг за шагом изображаются последствия ядерного взрыва, с помощью всех доступных тогда звуковых эффектов и напряженных, взбудораженных голосов, рассказывающих об этом кошмаре. Как говорил впоследствии Йорма Кауконен, "атомный Армагеддон тогда был вполне реальной угрозой для всех нас ".

Несмотря на успех альбома в целом, хитовых песен на нем не оказалось - неудивительно, учитывая общую мрачноватую направленность и некоммерческий характер музыки. Тем не менее, Jefferson Airplane действительно создали свой "Венец творения", замечательное своеобразное произведение, пропитанное духом легендарной эпохи. Сейчас таких штучных изделий уже почти не производят, каждый релиз математически просчитывается и выверяется, понятие "формат", как прокрустово ложе, отсекает все выбивающееся из рамок, производя на свет гладкие, но абсолютно не трогающие душу болванки. Те же немногие, кто по-прежнему "несет огонь", не могут рассчитывать на большие тиражи и массовое внимание публики. Остается вспоминать великие времена, когда все было по-другому, и надеяться, что они еще вернутся.

Фрагмент из телепередачи 1968 г. с участием Jefferson Airplane, где диктор, объявляя их номер, говорит: "Встречайте рок-группу номер один в стране!" Заметьте: не The Doors, не Jimi Hendrix Experience - вот эти люди совсем не звездной внешности считались тогда главными рок-звездами США.

На этом очередной экскурс в прошлое закончен. Всем здоровья!♐