Что посмотреть, если уже устал от вездесущих супергероев, но еще не готов знакомиться с «Андалузским псом»?
В первой части этой большой подборки я сделал акцент на сочетаниях технологий и авторского замысла. Конечно, сложно ставить в один ряд фильмы вроде «Прибытия» и «Фаворитки» по количеству спецэффектов (в последнем фильме их вообще нет), но под технологиями я имел в виду методики съемки.
Теперь же я хочу взять во внимание разрушительную силу творчества, его возможную созидательность. Творчество амбивалентно, и авторы чувствуют это на собственной шкуре.
Кстати, я выбираю фильмы прошлого десятилетия, относительно новые, не потому, что не знаком с, например, Бергманом и его «Персоной». Подборка служит определенной цели - подсказать в выборе, дать возможность узнать нечто новое.
1) Одержимость (2013, Дэмьен Шазелл)
По-настоящему искусство создают те, кто не соглашается на «просто хорошо». И в манере достаточно напряженного повествования эта мысль проносится сквозь весь фильм.
Картина 2013-го года выросла из короткометражной работы, которую Шазелл (позднее режиссер куда более известного «Ла-Ла Ленда») снял с целью найти должное финансирование для полного метра. Актеры по-настоящему получали пощечины, стирали пальцы в кровь (главный герой) во время игры на барабанах.
2) Неоновый демон (2016, Николас Виндинг Рефн)
Ох, чего стоит одна из последних сцен, где одна из героинь изрыгает из себя глаз...
Ну да ладно. Фильм не о каннибализме, а о красоте. О молодой девушке, которая мечтает стать супермоделью и отправляется в Лос-Анджелес, где погружается в необыкновенный, красочный мир, закипающий от зависти окружающих.
Снятый на уверенную, без дрожи, камеру, с идеальным построением, с прекрасными цветовыми решениями, недосказанностью, которая некоторых может поставить в тупик, другим же - дать возможность самостоятельно размотать клубок сюжета.
3) Бёрдмэн (2014, Алехандро Гонсалес Иньярриту)
Актер Ригган Томсон переживает не лучшие времена. А зритель вместе с ним блуждает по подмосткам бродвейского театра, выясняя отношения личные и профессиональные. Зачастую, одно перемежается с другим. Длинные дубли, соединенные едва заметными склейками, дают возможность почувствовать беспрерывность жизни как подготовки к главной сцене, когда былая слава может захлестнуть вновь. Стоит всего лишь окончательно рехнуться.
4) Молодость (2015, Паоло Соррентино)
Массовый зритель в России знаком с творчеством итальянского режиссера по сериалам «Молодой Папа» и «Новый Папа». В фильме 2015-го года - легкая интонация, простые идеи и ощущение, что автор не смотрит на зрителя свысока, но общается с ним на равных.
5) Под покровом ночи (2016, Том Форд)
Известный в первую очередь как дизайнер, Том Форд с первой же своей картины - фильма «Одинокий мужчина» с Колином Фёртом в главной роли - заслужит признание как критиков, так и зрителей. В фильме «Под покровом ночи» он растягивает некоторые сцены, и делает это вдумчиво, красиво, буквально смакует каждую секунду. Чего только стоит сцена на ночной дороге, когда героев останавливает банда отморозков.
Еще не решил, про что будет следующая подборка, но она обязательно будет. До новых встреч!