Найти тему
Дай подумать

Умные игры Ч.3 "Го"

Эта игра старше шахмат, правила ее - проще в освоении, их легче объяснить детям, а при этом количество возможных ходов и сложность игры на высоком уровне мастерства - гораздо больше.

Фото из "Википедии"
Фото из "Википедии"

Заинтригованы? Тогда, прежде чем перейти к описанию правил - еще пара слов для мотивации. Го, хотя и имеет своих поклонников, всё же не слишком известна в России и считается больше экзотикой. В то же время как интеллектуальные элиты запада, все больше отдают предпочтение именно этой игре.

Кадр из фильма "Игры разума" на котором Принстонские студенты играют в го.
Кадр из фильма "Игры разума" на котором Принстонские студенты играют в го.

А еще, го на три десятилетия дольше шахмат сопротивлялась доминации ИИ и сдалась только в 2015 году, когда компьютер смог победить профессионала.

Но это все не является для меня прямым преимуществом в пользу того чтобы поскорей овладеть какой-либо игрой. А что же является? Еще раз:

  • Простота правил. Пятилетнему человечку можно объяснить правила го за пять минут.
  • Простота изготовления игрового набора своими руками, из подручных средств. При этом всегда можно купить настоящий игровой набор.
  • Высокая сложность игры на профессиональном уровне. У этого пункта довольно много следствий.
Сделанное из подручных материалов поле для игры с детьми.
Сделанное из подручных материалов поле для игры с детьми.

Итак, перейдем к правилам. Игра ведется на разлинованном квадратном поле. При этом количество линий определяется профессионализмом игроков. Детей я начинал учить на поле 5х5, а затем мы дорастали до переделанного из шахматной доски поля 9х9, в то же время профессионалы чаще играют на поле 19х19. В любом случае это число должно быть нечетным.

Далее, каждый игрок по очереди ставит фишку своего цвета на пересечение линий. Фишки в го называются камнями, пересечение линий - пунктами. У каждого камня или группы камней одного цвета должен быть рядом по вертикали или по горизонтали хотя бы один пустой пункт ("точка свободы", "дыхательный пункт"). Пункты по диагонали не считаются. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни одного цвета образуют группу и делят дыхательную точку между собой (т. е. любая дыхательная точка любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Но если по какой-либо причине группа камней теряет доступ к последней своей дыхательной точке - то все камни этой группы убираются с поля.

В игре можно пропускать ходы. Игра заканчивается, если оба игрока принимают решение пропустить ход. Побеждает тот игрок, камни которого контролируют большую часть поля.

Это почти все правила. Есть еще два запрещенных действия. Есть запрет на "самоубийственный ход", т.е. на ход, который обрекает свой собственный камень или группу камней на смерть.

Рисунок автора.
Рисунок автора.

На рисунке выше игрок за черные камни не может сделать ход в пункты отмеченные красными крестами, потому что черный камень на этих позициях обречен исчезнуть, будучи лишенным воздуха. Обладание одновременно двумя "дыхательными пунктами" для группы камней,
означает, что такая группа вообще не может быть уничтожена никакими действиями противника.

Левая же группа белых камней обречена. Её единственная "дыхательная точка", отмеченная синим крестиком может быть занята черным камнем, что приведет к удалению с доски всей группы. Эта территория скорее всего будет контролироваться игроком за черных.

Второй запрет связан на ходы ведущие к повтору предыдущей ситуации. К примеру, если в на рисунке ниже игрок за белых поставит камень в пункт "В", то черный камень в пункте "А" будет удален.

Рисунок автора.
Рисунок автора.

Так вот в подобной ситуации игроку за черных будет запрещено сразу ставить камень на в пункт "А", так как это приведет к удалению белого камня с позиции "В" и возвращению к предшествовавшей ситуации.

На этом немногочисленные правила го исчерпываются, открывая любопытному уму бескрайние просторы стратегий и тактик древней игры.

Изображение из "Википедии"
Изображение из "Википедии"