В часы пикового потребления, когда спрос на электроэнергию максимален, Системный оператор Единой энергетической системы привлекает дополнительные генерирующие мощности для поддержания системной надежности (уравновешивания частоты переменного тока). Так как цена электроэнергии на оптовом рынке в пиковый период максимальна, эти дополнительные генерирующие объекты могут быть менее эффективными. Содержание мощности таких генерирующих объектов при крайне низком коэффициенте использования сопряжено с повышенными затратами.
Энергосберегающей альтернативой пиковой загрузки генерирующих мощностей является разгрузка энергопотребления части потребителей в часы максимума. С 2019 г. по решению Правительства Российской Федерации реализуются пилотные проекты, направленные на отработку возможностей привлечения потребителей розничного рынка к участию в программах активного управления спросом. Они предполагают, что потребители могут получать оплату за снижение своей нагрузки в часы, которые определит АТС либо СО ЕЭС (программа ценозависимого изменения нагрузки).
Наряду с оптимизацией расходов, связанных с вводом и содержанием пиковых генерирующих мощностей, снижение пикового спроса должно приводить к снижению цены электроэнергии на оптовом рынке в часы максимума для всех потребителей.
Начиная с июля 2019 года Системный оператор Единой энергетической системы проводит конкурсы на участие в пилотных проектах (длительностью по 3 месяца) по программе ценозависимого изменения нагрузки. Системный оператор выступает в качестве заказчика услуг по управлению спросом.
В этой программе могут принимать участие различные виды оборудования промышленных, сельскохозяйственных, коммерческих и бытовых потребителей.
Для опосредованного взаимодействия с Системным оператором розничных потребителей электроэнергии, имеющих возможность снижения нагрузки и желание получить дополнительный доход, создаются агрегаторы управления спросом. Это организации, которые заключают договоры с розничными потребителями на снижение потребления в часы максимума, участвуют в конкурсах на оказание системной услуги по регулированию спроса, после отбора в конкурсе поддерживают готовность своих потребителей к снижению потребления по заявке Системного оператора. Часть полученной от Системного оператора оплаты агрегатор спроса транслирует потребителям.
В качестве агрегаторов спроса преимущественно выступают энергосбытовые компании, которые не являются гарантирующими поставщиками в зоне управления спросом. Также агрегаторами спроса являются некоторые генерирующие компании, потребители и электросетевые организации.
Конечные потребители, участвующие в управлении спросом, отбираются из организаций, оснащенных приборами интервального учёта, имеющих график базовой нагрузки, на основе которого возможно достоверное определение объёмов разгрузки. В один объект агрегированного управления спросом могут быть объединены только энергопринимающие устройства потребителей, которые приобретают электрическую энергию и мощность в одной группе точек поставки участника оптового рынка. Однако, для участия в пилотном проекте не имеет значения, за кем зарегистрирована данная группа точек поставки.
На период проведения пилотных проектов предельный размер оказания услуг по снижению спроса ограничен на уровне 50 МВт на 2019 год и 0,5% от спроса на мощность в ценовой зоне на 2020 год (712,55 МВт для первой ценовой зоны, 198,37 МВт для второй ценовой зоны).
Объем снижения потребления заявляется агрегатором спроса, количество разгрузок в месяц составляет от 1 до 5, продолжительность разгрузки - 2 или 4 часа подряд по выбору агрегатора спроса.
Событие управления спросом – период времени, когда в соответствии с Правилами оптового рынка должно осуществляться ценозависимое снижение объема покупки электрической энергии с одновременным снижением потребления электрической энергии на розничном рынке, или ценозависимое либо тестовое снижение потребления электрической энергии потребителями розничного рынка. Критерии наступления события управления спросом устанавливаются Правилами ОРЭМ и Наблюдательным советом.
Система контроля исполнения обязательств по управлению спросом основана на сравнении фактического потребления объектами агрегированного спроса в часы разгрузки с базовым графиком потребления, сформированным на основании статистических данных о нагрузке в обычные рабочие дни.
Оценка результатов пилотного проекта выявит целесообразность дальнейшего применения и развития механизма управления спросом.
Материал подготовлен директором Центра Института на основе полученных знаний из онлайн-семинара и материалов Системного оператора Единой энергетической системы.
Оригинал ответа экспертов опубликован на сайте Института.
Если Вам интересны мнения экспертов об инфраструктурных отраслях, которые функционируют, в том числе, в условиях естественных монополий (электроэнергетика, водоснабжение, водоотведение, железнодорожные перевозки и так далее), то подписывайтесь на наш Дзен.