Octavia – фундамент продаж и залог популярности бренда Skoda, который извлек максимум из сотрудничества с Volkswagen. Второе поколение модели уверенно вошло на рынок, чтобы «углубить и расширить» позиции, и полный арсенал немецкой техники вкупе с выбором кузовов и модификаций тому очень способствовал. В результате самые свежие экземпляры Octavia, по данным наших коллег из Авито Авто, стоят ничуть не дешевле более «статусного» Passat B6: если за ранние машины просят от 250-300 тысяч, то рестайлинговый автомобиль в хорошем состоянии будет стоить все 600. В чем причина такой «уверенности в себе», чем порадует Skoda и на что стоит обратить внимание при покупке?
Конечно, отчасти ценовой перехлест Passat и Octavia на вторичном рынке объясняется возрастом моделей: Volkswagen выпускался с 2005 по 2010 годы, а Skoda, появившись с 2004-м, с учетом рестайлинга 2009 года продержалась на конвейере до 2013-го (впрочем, смена индекса на B7 для Пассата тоже сопровождалась скорее рестайлингом, чем полноценной сменой поколений).
Учитывая, что новой Octavia была даже чуть дешевле родственного Golf, будучи при этом длиннее, чем Jetta, и предлагая более практичный кузов лифтбек, объемистые полноприводные универсалы и кросс-версии Scout, удивляться популярности не приходится. Универсалов здесь, кстати, неожиданно маловато: их доля в структуре вторичного рынка на Авито составляет скромные 10%, в штучном выражении это три сотни машин. Полноприводных версий и того меньше – всего около 1%.
Состояние кузова у Octavia будет зависеть не только от возраста, но и от сценариев эксплуатации: краска не самая тонкая, но довольно хрупкая и легко скалывается.
Толщина ЛКП выручает лишь частично, так что глубокие повреждения довольно быстро зацветают.
Помимо типовых вопросов вроде коррозии в арках, на порогах в зоне пескоструя и на рамке лобового стекла можно выделить часто страдающие крылья и «грубые» уплотнители дверей, которые со временем протирают краску в зоне контакта до металла.
То же самое касается крышки багажника, особенно на универсалах: чем старше автомобиль, тем заметнее могут быть проплешины на бампере и в багажном проеме. Помимо уплотнителей дверей стоит обратить внимание на ограничители: они слабоваты, так что с большой вероятностью механизм будет неисправен как минимум на водительской двери.
Ходовая часть Octavia нарекания вызывает редко: она комфортна и довольно надежна, а неоднородность цен оригинальных запчастей в избытке компенсируется сторонними производителями.
С тормозами все тоже несложно: они дисковые на обеих осях, претензии к ним редки, а стоимость ремонта не запредельная. Оригинальные тормозные диски стоят 4-5 тысяч и впереди, и сзади, а качественный неоригинал обойдется еще вдвое дешевле.
Выбор мотора – второй повод призадуматься. Ассортимент весьма широк: разве что дизели у нас не предлагались, так что таких вариантов – буквально 3-4 десятка на всю страну. Зато бензиновых двигателей целая россыпь: от 1,4-литрового на 80 л.с. до 1,8-литрового наддувного на 152 силы, а то и двухлитрового 200-сильного на версии RS. На практике же выясняется, что почти у каждого варианта – свои особенности. К примеру, очень популярен самый простой 1,6-литровый двигатель на 102 л.с.: распределенный впрыск, 8 клапанов, дешевый ременной привод ГРМ – казалось бы, проблемам взяться просто неоткуда. Мотор действительно весьма надежен, но даже здесь без подводных камней не обошлось: иногда он начинает активно подъедать масло при пробегах еще до 100 тысяч километров. Обычно вопрос решается заменой сальников клапанов, однако порой приходится вскрывать мотор основательно для замены поршневых колец.
Ну а теперь, кратко разобравшись с основными особенностями модели, можно попробовать составить портрет оптимального экземпляра. Как мы уже поняли, одним из основных вопросов будет выбор мотора и коробки. Найти Octavia с мотором 1,4 TSI в хорошей комплектации можно, но с ним обычно сочетается либо ручная коробка передач, либо «сухая» DSG. Так что самым простым и предсказуемым решением будет 1,6-литровый атмосферник в сочетании с АКП Aisin. Здесь все равно придется держать в уме не только средненькие комплектации и невыдающуюся динамику, но и потенциальный расход масла и обслуживание коробки. Однако за 600 тысяч можно выбирать из машин с пробегом менее 100 тысяч километров, что позволяет взять обслуживание машины под свой контроль до возникновения первых проблем. Остается лишь отсеять откровенно «пустые» машины и найти примерно вот такой вариант: в неплохой комплектации и с пробегом около 80 тысяч. Если владелец подтвердит пробег сервисной историей, а толщиномер и Автотека укажут на безаварийное прошлое и отсутствие обременений и других проблем, то на таком лифтбеке можно проездить еще очень долго. Ведь при смене Octavia на более свежую придется подумать над выбором не только мотора и коробки, но и задней подвески: там базовой стала полузависимая балка, а многорычажка предлагается для машин мощностью от 150 л.с. Но это уже совсем другая история.