Существует два основных определения сего слова принятых всеми школами в качестве канонических.
1. "Твердое владение чувствами – это называют йогой. …Таково знание поведанное Смертью.» («Катха-Упанишада») Не буду вдаваться в описание этого пункта, а просто отмечу что там дается самое первое определение.
2. Так же существует основной текст по поводу всего что связано со словом йога и называется он "Йога сутры Патанджали". Патанджали - мыслитель, философ, писатель, лингвист в Индии, живший по данным мировой истории во 2-1вв. до н.р.Х. Им в основном и руководствуются при изучении информации связанной с гимнастикой йогов.
В самом тексте слово йога упоминается в начале, во фразе - йогам читта вритти ниродха (йогах читта врити ниродхах - произношение может неменого меняться). Первый и самый прямой перевод слова йога – узда; читта – ум, сознание, психика; вритти – поведение, деятельность, работа; ниродха – сдерживание, обуздание, (как вариант - лишение свободы).
Так же есть очень много толкований сей фразы, и слово йога в ней тоже меняет свое значение. То есть в разных академических источниках некоторыми людьми было насчитано более 20 толкований слова - йога. Уже не говоря о всяких "новоделах" в виде "пивной йоги" и тому подобных практиках расширяющих (как любят говорить многие шизотерично ориентированые индивиды) сознание.
Итак, «йогах-читта-вритти-ниродхах» – «поведение ума обуздано(сдерживаемо) уздой». Или – «контроль есть управление деятельностью ума». То есть, повтроюсь, перевод слова йога звучит как - упряжь, узда. Сегодняшний синоним этих слов - контроль(или очень утрированно - управление). Поэтому четко можно сказать, что Патанджали, говоря в своей работе о «контроле», имеет в виду «управление деятельностью ума». Все. Больше ничего нет.
Это единственный перевод, или значение слова йога которое можно и нужно применять в разговоре и это будет по сути правильно. То есть без прилепливания высокопарной романтики, разговоров о "высоком", "духовных" поисках и идеалах и т.д. И тогда никаких вопросов не будут вызывать словосочетания: карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога, раджа-йога и хатха-йога описанных в первоисточниках. Соответственно: бхакти-йога - контроль(управление) преданности(любовью)- индивид четко осознает свою преданность чему-то кому-то и с полной самоотдачей следует этому пути преданности, карма-йога - индивид четко(или не совсем) осознает закон причинно-следственной связи(кармы) и осознавая или безоговорочно (или с умом :) ) следует ему, принимая[контролируя] все плоды своих деяний, джняна-йога - контроль поведения ума посредством знания, если очень упрощенно(умение разбираться, собирать, обрабатывать, анализировать и применять информацию), раджа-йога - контроль поведения ума который могли позволить себе раджи, просто сидя на месте, троне и работая с вниманием в нужных им слоях, проще говоря, энерго-информационных полей; хатха-йога - контроль поведения ума посредством силы(физической/мускульной)или сил, а в каком качестве, как и для чего уже немного другой разговор. Каждый из видов пути контроля и осознавания можно превратить в искусство и будет он называться сообразно тому какой вид взаимодействия сил, объектов и субъектов в нем преобладает.
Естественно все очень кратко, и немного "угловато", т.к. санскрит все-таки язык образный, а речь современного человека все-таки уже больше безОбразная, сильно упрощена для понимания, т.к. ресурсы для понимания и осознавания у людей сильно изменились. Вероятнее всего, многие термины которыми, в том числе и рассматриваемый в этой статье, оперировали люди далекого прошлого действительно воспринимались и несли "объемную" смысловую нагрузку. И эта образная речь для сознания сегодняшнего человека и его восприятия, мягко говоря, затруднительна. Отсюда множество интерпретаций слова.
Поэтому надо понимать, что йога сама по себе не является какой-то религией или каким-то философским течением, как некоторые величают.
Текст составлен на основе изложения своих мыслей одним известным в определенных кругах мастером + некоторые свои наблюдения и соображения.