Найти тему

Станок Гутенберга.

Такой способ печати был придуман Иоганом Гутербергом в 16 веке, и до 19 века он оставался практически неизменным. Но ведь напечатать на таком станке нужна какая-то заготовка. Сначала нужно подготовить текст, сверстать его. Сейчас, что бы выбрать шрифт изменить его очертания и размеры, нужно лишь пару раз кликнуть мышкой, а вот раньше для этого необходимо было проделать уйму манипуляций.

Для библиотеки шрифтов использовали шкаф со множеством ящичков, где находились разновидности шрифтов.

-2

Эти коробочки не что иное, как прототип современной клавиатуры в них хранятся буквы разных шрифтов, но наборщику не нужно будет бегать каждый раз к этой клавиатуре за новой буквой. Перед началом работы из этой библиотеки шрифтов, он выберет тот который будет использоваться.

И так, в нем находятся по сотни клонов каждой буквы алфавита. И пора приступать к набору. Но сначала нужно задать формат текста. Сейчас же это делается за пару движений, подвигаем поля, и размер текста задан. А несколько веков назад, все было намного сложнее. Набор начинается с того, что задается формат пробельным материалом так называемые бабашки. Их собирают в ряд жестко фиксируют. После чего можно составлять текст.

Для каждой буквы алфавита используется отдельная типографская литера, прямоугольный металлический брусок с выпуклым изображением буквы в зеркальном отображении. Буквы выставляются в верстатку одна за другой, только в обратном порядке. Кстати, только благодаря этому устройству и появилась современное понятие вёрстка. В качестве междустрочных элементов, используют четырехугольные брусочки шпации. На набор одной такой страницы уходят целые сутки. За то при помощи этого набора, можно сделать множество экземпляров одного листа. Кстати, первые литеры были вырезаны из дерева, но они быстро портились, истрепались, размокали и деформировались от краски и воды.

-3

Готовая набранная страница, это зеркальное изображение будущего текста или как её называют типографы гранка, фиксируется веревкой и переносится на спускальную доску. Однако литеры при печати будут двигаться, это грозит тем что буквы будут смазаны. Что бы этого не произошло, набор букв скрепляют в одно целое при помощи металлической рамы которая похожа на тиски, после чего, ни одна буква не сдвинется с места.

Итак, металлический прототип страницы готов, и пора переносить текст на бумагу. Но надо нанести краску на буквы, и делается это при помощи валика. Краску наносят очень тонким слоем, что бы она при печати не растеклась, так оттиск получится четким, а вся книга безупречной...на радость книжному червю. Кстати выражение книжный червь, появилось в то время когда краску делали из органических веществ, настоящий рай для вредителей. Правда уже давно книжными червями называют тех, чья любовь к книгам не имеет предела.

Теперь нужно установить в станок бумагу.

Что бы лист не соскакивал с набора, его прикрепляют к деккелю, раме в который вкладывают лист для печатания.

Печатник поворачивает боковую рукоять, тем самым задвигая тайлер под пресс. Потянув за рукоятку которая называется кика, печатник опускает пресс, и равномерно придавливает бумагу к буквам с краской. Затем выдвигает тайлер, снимает бумагу с рам, и всё, оттиск готов.

-4

Как и при любой работе с текстом тут могут быть опечатки и недочеты. В этом случае наборщик ослабляет тиски, и при помощи шила, вынимает бракованную литеру, заменяя её на другую. Увидеть ошибку на зеркальной металлической основе трудно, так что любой недочет заметен на отпечатанном листе.