Найти в Дзене
Ксения Пестрякова

Тысячелетняя боль китаянок

Знаете ли вы, друзья, что в Китае века эдак с десятого девочкам перебинтовывали ноги, чтобы не дать ступням вырасти и сделать ножку маленькой и изящной? И это было главным условием востребованности китаянки - возможности удачного замужества или, на худой конец, относительно неплохой работы. Крошечные ступни в изящных туфельках - предел эротических мечтаний китайца последнего тысячелетия. Расскажу вкратце, как выглядел процесс за кулисами этих мечтаний. В возрасте 4-5 лет или несколько старше ничего не подозревающую малышку подвергали варварской процедуре. Пальцы ноги, кроме большого, подгибали к стопе и плотно бинтовали. Потом девочку втискивали в крошечные туфли и заставляли в них ходить. Дикая боль ребенка никого не волновала. Крошечная ступня была единственным шансом на относительно устроенную жизнь.
Каждый день ступню перебинтовывали ещё туже. Часто перед этим её резали битым стеклом, чтобы вызвать отмирание тканей. Ломали кости, чтобы достичь минимально возможного размера ступни.

Туфелька для ножки "золотой лотос"
Туфелька для ножки "золотой лотос"

Знаете ли вы, друзья, что в Китае века эдак с десятого девочкам перебинтовывали ноги, чтобы не дать ступням вырасти и сделать ножку маленькой и изящной? И это было главным условием востребованности китаянки - возможности удачного замужества или, на худой конец, относительно неплохой работы.

Крошечные ступни в изящных туфельках - предел эротических мечтаний китайца последнего тысячелетия.

Расскажу вкратце, как выглядел процесс за кулисами этих мечтаний.

В возрасте 4-5 лет или несколько старше ничего не подозревающую малышку подвергали варварской процедуре. Пальцы ноги, кроме большого, подгибали к стопе и плотно бинтовали. Потом девочку втискивали в крошечные туфли и заставляли в них ходить.

Дикая боль ребенка никого не волновала. Крошечная ступня была единственным шансом на относительно устроенную жизнь.
Каждый день ступню перебинтовывали ещё туже. Часто перед этим её резали битым стеклом, чтобы вызвать отмирание тканей. Ломали кости, чтобы достичь минимально возможного размера ступни.

Наивысшим достижением считались ступни "золотые лотосы" - размером 7 сантиметров.
Вы уже догадались, я думаю, что при таких "копытцах" женщина вообще не могла передвигаться самостоятельно. Её либо носили, либо водили.

И, конечно, здоровье её чудовищно страдало. Не говоря уже о том, что постоянная рана вместо ступней могла привести к гангрене или даже к смерти.

Вы спросите меня, к чему это я взялась живописать эти страсти.

Давайте посмотрим на это с точки зрения терапии травмы.

Осознавали ли эти девочки, что то, что с ними делают, это ужасно?
Сохранившиеся свидетельства говорят что поначалу да. Они страдали, им было больно. Могло пройти несколько лет постоянной мучительной боли, прежде чем формировалась ступня. И всю оставшуюся жизнь физическое страдание продолжалось.

Но семья и общество говорили им, что это нормально. Что это лучший путь. И нормализация этого процесса заставляла женщин примиряться с ним.
Это становилось привычным неудобством, которое перестаёшь замечать. Да, болит. Но это же нормально.

Следствие психологической травмы - это как раз вот такое привычное неудобство, которое перестаёшь замечать.

Что-то, что является частью ограничений нашей свободы. Что заставляет нас чувствовать боль и страдания. Что посягает на наши человеческие права.
Но это так или иначе принято, согласовано. Общественная мораль говорит этому "да".
И тот, кто подвергается воздействию травмы, в какой-то момент начинает воспринимать это как нормальную жизнь.

И неважно, о чём мы говорим - о бинтовании ступней в Китае, о раскулачивании в СССР или о насилии в отдельно взятой семье.

Так вот когда мы говорим о терапии травмы, в первую очередь, важно заметить, что то, что происходит - ненормально. Не я ненормален, а ситуация ненормальна, даже если окружающие её поддерживают.

Допустить, что так не должно быть. Что я человек и со мной так нельзя.
И тогда можно начать путь от ненормального к нормальному, если этот путь возможен.

Чтобы окончательно закрыть тему китайской традиции перебинтовывания ступней, скажу, что официально закончилось это в середине прошлого века. И закончилось также варварски, как и началось - гонениями, пристыжением и насмешками над теми, кто продолжал бинтовать ступни.

К чему я это всё.
Я запускаю онлайн-группу по терапии травмы.
Тема непростая и непонятная. Я, например, много лет прожила, не догадываясь, что меня это касается. И мне жаль этих лет. Потому что я могла их прожить совершенно иначе, если бы пошла в терапию раньше.

Поэтому я буду постепенно рассказывать о том, что такое травма и как она может проявляться в жизни. Чтобы те, для кого это актуально, могли узнать себя и прийти на группу.

Группа стартует в середине июня.
12 встреч по 2 раза в неделю.
Точная дата будет позднее. И полноценный анонс тоже.