Найти тему

На меня нарвался Авито-мошенник

Да, это просто картинка для обложки, которая лучезарно описывает всю историю.
Да, это просто картинка для обложки, которая лучезарно описывает всю историю.

Я пользуюсь сайтами типа "Авито" и "Юлы" уже много лет: первые продажи удачно сделал году еще в 2015-ом, всегда совестно подхожу как к размещению, так и общению с другими пользователями, да и получаю только отличные отзывы. Правда, эта история не о моей хорошей репутации как продавца (хоть и желаю всем такой же), а скорее о том, что даже опытным юзерам стоит держать ухо востро, ибо мошенники – они как и дураки: они не мамонты, не вымрут. Мало того, они будут становиться умнее, учиться обходить все окопы безопасности сервисов и превращаться в настоящих актеров – все это ради наших с вами денег. И эта статья как раз о таких умных мошенниках, которым, однако, не повезло нарваться на меня в мой выходной день.

Портативная техника не стоит на месте, и когда ты активно используешь её в своей работе, приходится делать апгрейды. Старые же девайсы либо остаются на ленивое использование дома, либо отправляются на продажу по сайтам, что и случилось с моим старым планшетом. Благо яблочная техника пользуется хорошим спросом на вторичном рынке, я протер экран, сделал несколько хороших фото, поставил среднюю по рынку цену и спокойно стал ждать покупателей.

Утром следующего дня получил сообщение в мессенджер:

- Здравствуйте, я по поводу айпада. Можно фото посмотреть, а то на сайте не грузит?
- Без проблем.
-2

Я скидываю фотографии девайса, получаю еще несколько вопросов, любезно на них отвечаю, и потенциальный покупатель радостно говорит, что в скором времени оформит доставку и оплатит. Забавно, подумал я, даже не стал торговаться, учитывая пустой комплект и отсутствие родной коробки. Ну да ладно, ждем оповещения про заказ от сервиса.

-3

Вместо привычных оповещений от сайта о том, что оформлен заказ с доставкой на мой товар, я получил звонок с непонятного городского номера (подключенный Яндекс-определитель не показал ничего, ну не беда). Поднимаю трубку и слышу обращение ко мне по имени от простого бота-автоответчика:

"Здравствуйте, Александр, это служба заказов Авито. На ваш товар был оформлен заказ. Скажите "ДА", чтобы подтвердить заказ по товару "Айпад".

Я могу немного напутать в порядке слов, произнесенных ботом, и меня даже не особо смутило, что все сообщение произносилось по очереди тремя разными голосами, а вместо полного заголовка объявления прозвучало одно слово. Мало ли, какие команды были записаны каким диктором. С третьего раза бот распознал мой ответ "ДА", вежливо поблагодарил и сообщил, что "На ваш номер телефона придет СМС-сообщение с ссылкой для подтверждения заказа. Перейдите по ссылке, чтобы получить оплату за ваш товар. Всего доброго."

Немного посмеявшись с очередного нового голоса бота, я не успел задуматься "Что это вообще за ерунда", как мне пришла СМС-ка с непонятного буквенного номера. "Ваш заказ ожидает подтверждения. Ссылка: .."

-4

Начало пахнуть уже неладным. Залез в приложение сервиса, проверил объявление – никаких заказов на мой товар не нашел. Зашел в раздел поддержки, и в ходе милой беседы их работник мне уверенно заявил, что никаких звонящих ботов у них нет, и любые ссылки вне сайта и фирменного приложения – скорее всего мошенники. Ставлю пятерку службе поддержки, всегда б так все работали. Поехали разбираться дальше, уже стало интересно.

Возвращаюсь к злосчастной СМС-ке, перехожу по ссылке в безопасном режиме и оказываюсь на странице, где не только оформление абсолютно как на настоящем сайте "Авито", но даже есть моя аватарка с сервиса в уголке и фотография товара с полным заголовком – прям все как надо.

-5

Рабочие ссылки на сам сервис, подрядчика доставки и даже на официальный договор купли-продажи между "Авито" и их банком-партнером, ну красота же. Если не смотреть на адрес страницы, непонятного консультанта и то, как расплющилась фотография товара, то полное ощущение, что ты на официальном сайте. Переходим по кнопке "Получить средства", посмотрим что да как.

-6

Теперь же мы оказываемся на не менее хорошо оформленной странице, где нас просят ввести полные данные карты, чтобы "Получить средства". И тут, надеюсь, не надо объяснять, что делиться данными своей карты в интернете можно только на тех сайтах и страницах, в безопасности которых у вас стопроцентная уверенность. Здесь же – откровенный, как говорят айтишники, фишинг, то есть вылавливание наших данных удочкой. Подозрения оправдались, ибо стоит ввести данные своей карты здесь – можно будет попрощаться и с этими данными, и денежными средствами на счете вместе с ними. Нас не выудили, мы оказались чуть умнее. Ура, фанфары.

Все мы сталкивались с мошенниками в интернете, попадались на фейковые сайты и иногда даже становились жертвами их действий. Хоть я и всегда осторожен во всех вопросах, касающихся денег, особенно в сети, но такой сложный и ранее не попадавшийся механизм меня неплохо удивил, хочется даже снять шляпу перед мастерами за их труды. Жаль только, что силы свои эти работяги направляют в корыстных целях. И тут уже можно подвести общий итог истории, но в конце я еще поделюсь, как мы решили аккуратно дать сдачи нашим сегодняшним героям.

Схема их действий проста и хитра одновременно:
- мошенник связывается с вами не через чат в приложении, а в мессенджере, чтобы сервис не смог проконтролировать его аккаунт, и не на кого в итоге конкретно будет кинуть жалобу;
- несколько любезных вопросов, благодарностей и "Скоро оплачу", после чего вместо официального подтверждения заказа в приложении сначала вы получаете звонок от голосового бота, а затем СМС-сообщение с ссылкой на сайт мошенника;
- при переходе по ссылке вы попадаете на фейковую страницу, умело имитирующую официальный сайт сервиса, где еще в один клик у вас попросят ввести данные вашей карты якобы для "Получения средств";
- получив данные вашей карты, мошенники злостно улыбаются и принимаются делать с ней все, что их душе угодно.

Да, мне повезло, что я не клюнул на их удочку, но вовремя сообразить, что тут скрыт подвох, сможет не каждый пользователь. Если ваши близкие пользуются подобными сервисами и оплачивают что-либо онлайн, напомните им лишний раз о том, что ни при каких условиях нельзя вводить данные карт там, где нет уверенности в их безопасности.

TL;DR
- Подтверждение заказов и все, что касается оплаты через сервисы – всегда только в фирменных приложениях и на фирменных сайтах.
- Убирайте галочку с "Разрешить связываться со мной по телефону", чтобы все общение с покупателями было только в приложении.
- Не вводите данные своих карточек на сайтах, где вы не уверены в сохранности передаваемых данных.
- Не уверены в чем-то – позвоните в поддержку и проконсультируйтесь со специалистами.

Статья вышла куда более насыщенной, чем я предполагал, но искренне надеюсь, что окажется кому-либо полезной. Чтобы отстоять сторону честных пользователей и попытаться уберечь еще больше людей от действий подобных мошенников, я написал и в поддержку "Авито", и в их банк-партнер, и даже нашел, на чьем хостинге размещен данный сайт, чтобы их служба безопасности также приняла меры. Буду надеяться, что эта лавка оперативно прикроется. А всем вам – хорошего дня, не болейте и берегите себя в онлайне.