Собрал все шишки, неуклюжий ... Такое частенько слышу от родителей про их детей. Конечно, у этого явления могут быть разные причины, но есть одна, про которую я расскажу отдельно.
Об этой причине очень многие не догадываются. Если мама о ней знает, то она легко может не допустить её появления.
Эта причина — плохо сформированные у ребёнка границы собственного тела.
Попросту говоря, ребенок не чувствует своё тело должным образом и, как результат, не может его контролировать. При рождении ребёнок, например, не знает, что эти ручки и ножки — его. Основной человек, который помогает малышу осознать себя и свои телесные границы — мама. “Чьи это у нас ручки?”,- погладили ручки. “Чей животик?”, - погладили животик.
Так постепенно ребёнок узнает про своё тело все больше и больше. И его тело, как карта на экране ноутбука при большом приближении, все больше и больше детализируется для него самого.
Психолог М. Мелия пишет:
Физические границы становятся основой для психологических границ, умения держать дистанцию в отношениях с другими людьми, способности защищать свои границы и уважать границы чужих.
Дети, которые своих психологических границ почти не ощущают, их и не отстаивают. И позволяют с собой обращаться как с предметами — их можно легко отодвинуть. При этом они могут нарушать чужие границы — липнуть к незнакомым, обнимать их и прочее.
Как помочь ребенку сформировать границы тела?
- Максимально много телесного контакта, особенно до 3 месяцев;
- Массаж с касанием каждого сантиметра кожи малыша;
- Обязательно физические упражнения — они помогают ребёнку почувствовать границы тела “изнутри” — узнать, что нога может подниматься на вот такую высоту, а тело наклоняться вот на такой градус;
- Обязательно упражнения на преодоление сопротивления — бить и отталкивать руками и ногами фитбол, манипулировать предметами разной тяжести, полежать под тяжелым одеялом, пролезть в узкий тоннель из подушек. Причём очень важно провоцировать ребёнка на самостоятельное движение, чтобы он понял заложенные в нем возможности.
На моих онлайн-курсах массажа и лфк мамы через упражнения запускают заложенный в детях двигательный потенциал.
Поэтому я вам и говорю, например: “Стимулируйте ползание малыша! Не сажайте ребенка! Провоцируйте ситуации, когда он сам сядет с четверенек и т.д.”
Поделитесь своим опытом. Сталкиваетесь с неуклюжестью, что с этим делаете?