Найти в Дзене
Николай Никулин

Ларс фон Триер создал новый тип кино

«Догма 95»—это коллектив кинорежиссеров, созданный весной 1995 года в Копенгагене.

«Догма 95» имеет целью оппонировать «определенным тенденциям» в сегодняшнем кино. Речь, разумеется, о голливудской безвкусице.

«Догма 95» выступает против иллюзии в кино! - говорится в известном манифесте, обнародованном 25 лет назад.

С манифестом, в котором провозглашалась святая простата, съемка без искусственного света и наложения студийного звука, выступили дерзкие режиссёры, ворвавшиеся в фестивальные дворцы со своими революционными заявлениями. Так случилось, что все они, начиная с Ларса фон Триера, родились в мае или конце апреля. Они тельцы по знаку зодиака, у Томаса Винтерберга, например, снявшего нашумевшую ленту «Торжество» в стилистике «Догмы-95», был день рождения, 19 мая.

Датчанка Лоне Шерфинг родилась 2 мая, а самый известный из них Режиссер Ларс фон Триер 30 апреля. Он первым своей картиной «Рассекая волны» заявил: главное в Кино - история, сюжет, а не лоск, не спецэффекты. Что ж, самое время вспомнить про самые яркие ленты «Догмы-95» и разобраться в их успехе или неуспехе.

-2

Фильм «Рассекая волны»
Вот как все начиналось. Известный кинохулаиган и разрушитель стандартов Ларс фон Триер при помощи ручной камеры и агрессивных монтажных склеек выпустил картину про боговоязненную Бесс (Эмили Уотсон), души не чающей в своем муже (его играет Стеллан Скарсгард). Зрители были шокированы развитием событий: муж получает тяжелую травму и Бесс, чтобы ему стало легче, соглашается исполнять его самые безумные желания: ей ведь действительно кажется, что это поможет. В результате она идет буквально на жертву и мистическим образом ставит его на ноги. Драматизм достигался еще и в силу такой полудокументальной съемки: оператор словно находился рядом с героями и лишь фиксировал происходящее на камеру - тем самым Триер доказал, что не нужно обманывать зрителя театральностью, а достаточно показывать все, как есть на самом деле.

-3

Фильм «Торжество»
Режиссер Томас Винтерберг был первым, кто официально провозгласил: мое кино снято по тем же законам, что и у Триера. Оптические эффекты и фильтры запрещены. Музыка может звучать, только лишь если она заявлена в кадре. Никакого специального декоративного реквизита. По сюжету, услышанному режиссером на радио, в большую усадьбу к отцу на шестидесятилетие съезжались его дети и близкие родственники, а затем в качестве тоста звучала скандальная и разоблачающая отца в былых преступлениях речь. Чтобы передать ужас - ужас не выдуманный, а искрящийся вокруг, в доме снимали, разумеется, с естественным светом, ручной камерой - ее еще называют камера с характером, потому что передает эмоцию в отличие от статичной камеры или камеры парализованной.

-4

Фильм «Итальянский для начинающих»
Режиссер Лоне Шерфиг закончила датскую киношколу, где была однокурсницей Ларса фон Триера. Ее картина, как и «Торжество» Винтерберга собрала массу наград - на Берлинском фестивале она получила аж 4 премии. Честно говоря, другим представителям «Догмы-95» и вовсе похвастаться нечем. А тут - полный реализм, тотальное погружение в атмосферу маленького городка, где люди собираются на курсах итальянского языка, чтобы изучать язык? Едва ли… Скорее общения ради, знакомства ради, причем знакомства в самом широком смысле этого слова: и знакомства с самим собой.

Дабы подытожить: почему, собственно, нужно знать об этих режиссерах, кроме чисто исторического интереса. Да, о Триере до сих пор говорят, а что про остальных известно широкой публике? Однако их ставка на полудокументальную съёмку повлияла на современный кинематограф, доказала, что важно не кривляться в кадре, а рассказывать правдивые истории, волнующие, будоражащие