Московский монорельс - с большой вероятностью первое и единственное, что приходит в голову жителям Москвы и Подмосковья при упоминании слова "монорельс". И это понятно: достопримечательность всё-таки!
Все мы знаем, как он выглядит.
Многие убеждены, что он же является и первым монорельсом на территории Московского региона.
Однако, это вовсе не так: оказывается, первый монорельс в наших краях появился ещё в 19 веке! Его изобрёл мещанин из подмосковного села Мячково Иван Эльманов ещё в 1820 году. И даже более того: его изобретение стало первым монорельсом не только в Московском регионе, но и во всём мире, хотя за рубежом с этим не вполне согласны.
Правда, судьба первого монорельса оказалась не так блистательна: построив опытный образец длиной в несколько десятков метров, Эльманов не смог найти инвесторов для дальнейшего развития проекта, и на этом разработка идеи завершилась.
"Дорога на столбах": устройство и особенности
Эльмановская дорожка на столбах (под таким названием это изобретение вошло в историю) имела довольно незамысловатое, но инновационное для первой половины 19 века устройство.
Вагонетка, которую тянули лошади, двигалась по брусьям, установленным на столбах. Столбы же ставились через каждые 10 и 1/3 аршина (около 7,35 метра), а рядом с дорогой обустраивались канавы для стока дождевой и талой воды. Сама повозка состояла из 3 ярусов, которые заключали дорогу между собой, и катилась на специальном полозе по укреплённым на эстакаде колёсам.
Фотографий подмосковного монорельса на конной тяге не сохранилось, однако, мы можем получить представление о его внешнем виде благодаря публикации в петербургском "Журнале мануфактур и торговли".
"Вот вкратце предположения Эльманова. Земля планируется сколько можно ровнее; со сторон дороги для стоку воды дождевой и снежной тянутся две канавы. По всей длине дороги размериваются равные участки, каждый в 10 и 1/3 аршина, и на концах их роются попарно ямы для фундамента глубиною смотря по грунту земли, в ширину же и длину по 1 аршину, и между пары фундаментов поперёк дороги, с известным между ними промежутком, бутят кирпичом или каким-либо камнем и выводят столбы, а верх их вровень с горизонтом земли накрывают камнем. На этих-то столбах устраивается дорога из прочных чугунных брусьев, одетых снаружи где должно деревом, просмоленным на огне, против сырости; дорога эта представляет беспрерывную линию столбиков, на которых лежат два ряда не прерывающихся с конца на конец брусьев, раздвинутых один от другого вершка на 4, с чугунными колесками в 16 вершков в диаметре, укреплёнными по всей этой дороге в пустоте между брусьев, на здоровых осях, на расстоянии 10 аршин одно от другого лежащих на каменных столбах.
<...>
По этим-то колёсам, имеющим в ребре своей окружности или обода выемку, должна кататься повозка Эльманова. Следовательно, повозка его имеет полоз, укреплённый на киле её, подобном корабельному; этот полоз ложится в вырезке колёс, которые вертясь значительно уничтожают тяжесть и способствуют быстрому движению экипажа. Длина повозки до 30 аршин; она делится на 3 яруса, каждый шириною в 3 аршина слишком и вышиною в 3 аршина; ярусы, спускаясь ниже киля, который бежит по возвышенной на столбах дорожке, заключают эту дорогу между себя, подобно тому как в обыкновенных наших дрожках места, куда ставятся ноги, заключают промеж себя дрожечную дрогу; словом, устройство повозки есть почти устройство старинной огромной линейки; остов её может, как само собою разумеется, принять наружную форму по желанию и быть украшен как и всякий другой экипаж" - Журнал мануфактур и торговли
Эльмановский монорельс на конной тяге не только был инновационным для тех лет, но и обладал рядом объективных преимуществ по сравнению с традиционными способами перевозки грузов.
По расчётам Эльманова, такая конструкция дороги и повозки позволяла перевозить большее количество груза, затрачивая меньшее количество времени по сравнению с обычной телегой. Кроме того, его повозка могла легче пересекать труднопроходимые места - ведь, в отличие от телеги, она не вязла в грязи.
Эльманов утверждал, что одна лошадь, запряжённая в повозку на его дороге, сможет заменить 16 лошадей, а 4 лошади смогут везти груз весом 1600 пудов (26,2 тонны). С переменными лошадьми такой груз может преодолеть 150 вёрст (160 километров) всего за сутки.
Изобретение Эльманова привлекло внимание в торгово-промышленных кругах, и московские купцы Павел Шишкин и Лев Борисов взялись оказать изобретателю финансовую помощь для строительства опытного участка дороги между Москвой и подмосковным селом Мячково.
"Ему взялись помогать капиталом Московские купцы Павел Васильевич Шишкин и Лев Борисович Борисов, и устройство дороги и повозки в полных размерах, для испытания, предположено произвести по тракту из Москвы к селу Мячкову, сперва на не весьма значительном протяжении, а после, если испытание будет успешно, то и на всём пространстве около 25 вёрст устроится дорога с повозками для перевоза из Мячкова в Москву извести, белого камня и разного товара, который во время мелководья Москвы-реки должен сгружаться с приходящих барок.
Существующая ныне цена этого провоза - около 12 копеек с пуда, а на дороге Эльманова, по его расчёту, достаточно будет 5 копеек с пуда" - Журнал мануфактур и торговли
В окрестностях села Мячково был построен опытный участок Эльмановской дорожки на столбах длиной в несколько десятков метров. Фактически, это и был первый в мире монорельс на конной тяге.
К сожалению, этим всё и закончилось: хотя купечество и промышленники и проявили определённый интерес к проекту (в частности, его хотели использовать для перевозки соли в Крыму), мало кто решился инвестировать деньги в его развитие. Эльманов не смог найти инвесторов и вскоре прекратил работу над идеей.
Опытный участок Эльмановской дороги на столбах до наших дней не сохранился, и изобретение Эльманова было практически забыто.
К сожалению, за рубежом об Эльманове практически ничего не слышали, поэтому изобретателем первого в мире монорельса его не считают. В 1821 году британский инженер Генри Пальмер запатентовал свою собственную разработку надземной железной дороги, и хотя монорельс по его системе был построен несколько позже Эльмановской дорожки на столбах, именно с него в зарубежных странах и принято начинать отсчёт истории монорельсового транспорта.
Источник: mosprogulka.ru
Если вам понравилась эта статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Впереди много интересного!