В настоящее время увеличивается число избирательных кампаний конкурентного типа. Это связано с кризисом в экономике, существенно изменившим экономические интересы «среднего класса»; политике, выразившийся в неспособности «вертикали власти» принимать адаптирующие управленческие решения в короткий промежуток времени; идеологии, проявившимся в отказе от российского варианта либеральной модели, но не приведший к возврату коммунистических ценностных ориентаций.
Однако не все так мрачно для провластных кандидатов на выборные должности. Если осознать истинные причины поражений и изменить свои действия в сторону точного выполнения научно-обоснованных рекомендаций, провластные кандидаты смогут побеждать на крупных выборах (губернаторских, депутатов Государственной Думы, Президента России).
Давайте рассмотрим главные ошибки провластных кандидатов на примере анализа поражения действовавшего губернатора Владимирской области Орловой С.Ю. на выборах губернатора в сентябре 2018 года.
Наиболее существенной ошибкой является принципиально неверный выбор метода исследования ожиданий и установок избирателей в отношении их участия в голосовании. Команды известных московских и санкт-петербургских политконсалтинговых фирм предпочитают использовать устаревший метод простого социологического опроса. Этот метод позволяет с известной долей вероятности определить процент избирателей осознанно демонстрирующих вариант своего поведения в день голосования. Но, во-первых, достаточно большое число избирателей выбирает вариант «вибрирующей» готовности («буду участвовать в голосовании, но мое мнение еще может измениться»; «не буду участвовать в голосовании, но мое мнение еще может измениться»; «пока не решил»), а, во-вторых, данный метод не учитывает влияние на поведение избирателей неосознанных компонентов хронотопа, лежащих в основе фиксированной установки электоральной активности. Избежать подобные проблемы можно посредством использования проективного метода исследования электоральных установок. В качестве составной части в него входит и простой метод социологического исследования.
Сотрудники АНО «НИИ проблем социального управления» провели 7 августа 2018 года проективное социологическое исследование электоральных установок избирателей Владимирской области. В таблице 1 представлены данные, отражающие осознанно демонстрируемые намерения избирателей.
Таблица 1. Характеристика намерений поведения потенциальных избирателей на выборах губернатора Владимирской области по данным от 7 августа 2018 года. Выборка территориальная, маршрутная. N = 1187. Погрешность выборки при двойном стандартном отклонении ± 2,7%.
Для того, чтобы точно определить прогноз явки на выборы, в проективном социологическом исследовании используется специальная форма пересчета осознанных намерений респондентов с учетом показателей направленности их личностного времени, определяемой по координатам точек проективного теста «рисунок Дерева», входящего, наряду с вопросами анкеты в портфель метода проективного социологического исследования респондентов. Подробно об этом написано в монографии: Жмыриков А.Н., Лубяной М.С. «Метод проективного социологического исследования электоральной активности» - Нижний Новгород, 2017. – 156 с.
Проективный метод социологического исследования электоральной активности позволяет распределить респондентов по уровням их включенности в избирательный процесс (см. таблицу 2).
Таблица 2. Распределение респондентов по уровням включенности в избирательную кампанию по выборам губернатора Владимирской области. Данные результатов проективного социологического исследования электоральной активности от 7 августа 2018 года. Выборка территориальная, маршрутная. N = 1187. Погрешность выборки при двойном стандартном отклонении ± 2,7%.
Проективный метод социологического исследования электоральной активности позволяет также определить не только процент сторонников каждого кандидата, но и процент активных сторонников (т.е. тех, кто примет участие в голосовании за данного кандидата).
При этом, отлеживаются пространственные (мотивационные стратегии) и временные (вектор личного времени) характеристики хронотопа респондентов. Это позволяет определять группы избирателей с родственным хронотопом, чтобы во втором туре получить их голоса.
Таблица 3. Процент сторонников кандидата на пост губернатора Владимирской области. Данные результатов проективного социологического исследования электоральной активности от 7 августа 2018 года. Выборка территориальная, маршрутная. N = 1187. Погрешность выборки при двойном стандартном отклонении ± 2,7%. Цветами отмечены мотивационные стратегии поведения: синий цвет – «интернально-субъективная стратегия»; зеленый цвет – «интегрально-объективная стратегия»; фиолетовый цвет – «экстернально-субъективная стратегия»; желтый цвет – «интернально-объективная стратегия».
Интернально-объектная мотивационная стратегия поведения избирателя (зеленый цвет в таблице 3) характеризует стремление к достижениям в сочетании со стремлением к конструктивному сотрудничеству. Для вовлечения таких избирателей в сферу поддержки кандидата необходимо организовать открытый диалог кандидата с избирателями по событиям настоящего и прошлого. Разговор о перспективах будущего их не затронет.
Интернально-субъектная мотивационная стратегия поведения (синий цвет в таблице 3) свойственна избирателям, не склонным идти на прямой диалог с кандидатом. Эти избиратели «прислушиваются» к сформированному ранее внутреннему образу идеального кандидата. Вывести их за пределы ограничений этого образа можно только посредством воздействия на бессознательные установки. С этой целью эффективнее всего использовать метод фонолингвистического маркирования электоральных установок, который вызывает резонанс восприятия образа кандидата с образом идеала посредством специально организованного музыкального воздействия (важны метр, тембр и амбитус).
Экстернально-объектная мотивационная стратегия (желтый цвет в таблице 3) характеризует избирателей, стремящихся к получению, а не достижению целей. Для вовлечения таких избирателей в орбиту поддержки кандидата необходимо продемонстрировать на практике процесс создания внешних условий, обеспечивающих получение избирателем желаемых благ. Поэтому здесь важны не непосредственные контакты кандидата с избирателем, а «встречи» избирателя с материальными носителями, являющимися внешним условием его благ. Для кого-то – это гречка, рис или водка, а для большей части – это доступные по ценам физкультурные оздоровительные комплексы, хорошие дороги, благоприятная экология.
Экстернально-субъектная мотивационная стратегия проявляется в двух различных моделях поведения. При отсутствии интриги избирательной кампании избиратели с такой стратегией склонны приспосабливаться к образу кандидата, имеющего больший потенциал. Чаще всего – это провластные кандидаты. Если же по ходу избирательной кампании возникает интрига, поведение избирателей резко меняется. Избиратели стремятся активно подавлять кандидата с потенциально большим потенциалом, дискредитируя любые попытки продвижения имиджа этого кандидата в позиции лидера избирательной кампании. Поэтому привлекать таких избирателей по ходу избирательной кампании не целесообразно. В отношении таких избирателей эффективны методы моментального воздействия в последнюю неделю перед днем голосования. Лучшим из них является метод невербальной коррекции электорального выбора.
В таблице 4 отражены прогнозные данные по возможному перетоку голосов к кандидатам, вышедшим во второй тур губернаторской кампании.
Таблица 4. Вероятностный переток голосов активных избирателей во втором туре избирательной кампании по выборам губернатора Владимирской области по результатам проективного социологического исследования от 7 августа 2018 года. Выборка территориальная, маршрутная. N = 1187. Погрешность выборки при двойном стандартном отклонении ± 2,7%.
Оценивая данные, представленные в таблицах 2-4, можно понять грубые ошибки команды кандидата Орловой С.Ю.
Во-первых, штаб не предпринял эффективных попыток поднять явку на выборах, посредством эффективных методов воздействия на бессознательные компоненты установки электоральной активности. Скорее всего, это следствие использования простого социологического метода оценки ожиданий и установок избирателей.
Во-вторых, команда не использовала специальных методов воздействия на пространственно-временные установки хронотопа избирателей. Более того, штаб допустил такие приемы воздействия на массовое сознание, которые противоречили мотивационным электоральным стратегиям. Например, вместо сочинения точечно маркированной песни с маркированными гласными ударных и заударных слогов и специально выстроенной мелодией использовались концерты популярных вокально-инструментальных ансамблей с презентацией песен, в которых ударные и заударные слоги маркированы абстрактно расположенными гласными. В довершении всего Орлова С.Ю. лично принимала участие в таких концертах, чем усилила отрицательный настрой подавляющего большинства сторонников других кандидатов. Не удивительно, что донором перетока голосов во втором туре для нее стал всего один кандидат, не прошедший во второй тур. В то время как донорами кандидата Сипягина стали остальные кандидаты.
Сегодня вместо того, чтобы извлечь уроки из такого поражения, партия власти решила резко ослабить процесс контроля за соблюдением прозрачности голосования.
Спешное изменение избирательного законодательства с внесением в него положений о голосовании по почте и электронном голосовании означает, судорожные попытки правящей элиты продлить срок пребывания у кормила власти. Однако, как говорил первый и последний Президент СССР, «процесс пошел».