Детство любого человека делится на две условные части - детство до школы и детство в школе. По крайней мере, так было у моего поколения. Что такое шесть лет? Открыть и закрыть глаза, и их нет, так и для меня было, вроде бы с утра в детский садик идти нужно, а оказывается идти нужно в школу. Я помню суматоху вокруг этого события. И это не беготня по школьным базарам, не скупка тетрадей-пеналов-ручек-карандашей. Перед моей семьёй стояла другая проблема.
Я родился в октябре, а по правилам тех лет, в школу принимали при полных семи годах жизни. А в условиях всеобщей бюрократизации страны, ни один чиновник не мог закрыть глаза на установленные сверху правила. Без риска потерять своё место, это ж сколько лет усиленной борьбы было потрачено пока удалось в него втиснуться. Поэтому в близлежащих школах от того места, где мы жили, а незадолго до этого мы переехали в другой город, усердные директора школ даже говорить не хотели на тему моего зачисления. Вот будет полных семь лет - милости просим. Пока, в уже отдалённую, кварталов за семь, школу я не пошёл вместе с мамой. Не помню почему так получилось, но с документами моими в одной руке и с моей в другой мы переступили порог той школы.
В любом гос.учреждении ни одному из посетителей никогда и ни при каких обстоятельствах сразу же попасть на приём к руководству не удавалось и не удастся. Это проверено временем. Вот и мы, уселись в коридоре, в ожидании благосклонного кивка секретарши, что мол, можете войти. Это моей маме, присесть и подождать нормально, а я то, я же в новом для меня месте, как это так, я буду просто сидеть? Был я очень подвижным и очень непоседливым мальчуганом, мне было интересно всё, а тут куча коридоров, дети какие-то то туда идут, то в другую сторону, соответственно, по шажочку, по полшажочка, я удачно скрылся из поля зрения своей маман. Исследовав ближайшую территорию, а это коридор и несколько комнат, тогда я ещё и слова такого как "класс" не знал, потому для меня это были комнаты, и не найдя ничего стоящего внимания двинулся дальше. Увидев лестницу двинулся по ней, там новый коридор, много дверей и из-за одной раздавался очень интересный шум. А если там шумно - значит весело. Немедленно я направился туда, за эту дверь. Увиденное меня обрадовало, там была ну просто огромная комната, потом я узнал её название - спортзал, и там с мячиком носилась орава мальчишей, чуть постарше меня. Увидев новенького, один из них категорично сказал, становись в ворота и лови всё, что в них летит. Как будто так и надо было всегда. Соответственно я встал и начал ловить. Что такое футбол я уже знал к тому времени, поэтому вписался в игру очень органично, и из моей головы моментально вылетело всё, почему и зачем я в этом здании.
Помнила мама, и заметив моё исчезновение, а именно в этот момент её пригласили в кабинет директора. Какой директор? Тут ребёнок пропал, соответственно, и директриса, потому как это была женщина, и секретарша, под громкие мамины выкрикивания моего имени двинулись на мои поиски. Выяснив у сторожа на входе, что крайние полчаса из школы ни один ребёнок не выходил, поисковая группа двинулась по коридорам в моих поисках. Ну и добрались до спортзала. А там, в это время должны бить пенальти. В мои ворота. И вот в тот самый момент, когда я поймал летящий в угол ворот мяч в спортзал и вошла поисковая группа. Пока шли ко мне, я оказался в восхищённых объятиях игроков моей команды. Пока в действе пауза дам небольшие пояснения, о тех детях, что бегали с мячом в спортзале а не на улице во дворах.
Было в те годы такое явление как Дворовой лагерь. Были и пионерские, но мест в них было меньше чем желающих туда поехать, хотя бы на одну смену. Не у всех были бабушки-дедушки в деревне, к которым можно уехать на всё лето, не всем родителям на производстве удавалось достать путёвку в пионерлагерь. Какое непонятное для нынешних слово - ДОСТАТЬ. В те годы доставать нужно было большую часть необходимого для комфортной жизни. Дефицит же был во всём. И вот, те родители, что не смогли достать путёвку, направляли своих детей вот в такие дворовые лагеря при школах, в которых учились их дети. Не оставлять же активных сорвиголов без присмотра на целый день? А в таком лагере всегда были вожатые и педагоги, совмещающие детский досуг с воспитательным процессом. Все были довольны. И родители, чадо под присмотром, накормлено и в безопасности, и детвора, в лагере веселее, чем в пустом дворе, все же разъехались. И самое интересное для взгляда из нынешнего времени - цена такого пребывания в таком лагере была очень низкой. На бюджете семейном это практически не отражалось, потому как большую часть затрат несли профкомы предприятий. Профком это исполнительный орган профессионального союза, членом которого были все работающие на предприятии. Вот он, профком этот, практически и оплачивал питание и пребывание. Взрослым, когда те желали поехать в дом отдыха на море, к солнцу, большую часть путёвки оплачивал этот же профком. Поэтому летом к морю, практически бесплатно, мог с семьёй ехать любой из работников любого из заводов огромной страны. Или не к морю, куда было желание, туда и ехали. Без особых заморочек и проблем. За счёт профкома.
Вот с ребятами из такого Дворового лагеря я и играл в футбол. Выдрав меня из объятий и восхвалений тут же бесцеремонно потащили в директорский кабинет. Мама смущённая, надо же чадо учудило в самый ответственный момент, я разгорячённый и довольный собой. Директриса в некоторой задумчивости, серьёзная и молчаливая. Мне же всё здесь уже нравилось. Поэтому в кабинете разговор пошёл не о том, есть ли мне полных семь лет, а о том, что я из себя представляю. Умею ли читать-писать, считать и рисовать. Всего по немногу я уже умел, поэтому увидев, как легко я вошёл в компанию детей постарше, директриса легко решила вопрос, приняв мои документы и зачислив в первый класс своей школы. Очевидно, я ей понравился, а раз так, то можно немного глаза и прикрыть на правила зачисления. Особой беды не будет. Пока в районном отделе образования рассмотрят все бумаги, мне уже и семь исполнится.
Вот так, я не стал терять год, ходить в садик к мелкотне шестилетней, а пошёл как и все рождённые в один год со мной в свой первый класс. А дворовые лагеря исчезли вместе с СССР. и за почти тридцать лет, прошедшие с того времени, я никогда и нигде не слышал о чём либо подобном. Как буд-то дети у нас перестали рожаться. Грустно, что нынешним разрушителям спокойствия не досталось такого досуга. Делайте, что хотите и как хотите - таков подход у нынешних властей. Грустно мне, что моим внукам не достанется такой вот радости.