Начало статьи - часть 1 >>> здесь
Если вы кормитесь лапшой из телевизора, эта статья не для вас, даже не мучайтесь её читать. Разговор вам не понравится, поскольку мы здесь рассуждаем на очень серьёзную тему – наши дети и будущее, которое мы в них вкладываем. 10 фактов – лонгрид в трёх частях, сегодня
завершающие три факта, настроились?
Если не возникло желания захлопнуть это окошко, начните, пожалуйста, сначала >>> здесь , тогда вы получите картину в её логическом развитии.
Факт восьмой: влияние литературного произведения весьма тонкое.
Можно расширить до произведений искусства, но мы сейчас про литературу говорим.
У кого из вас девочки-дочки, ответьте не задумываясь, в кого они играют – в принцесс или царевен?
Есть точка зрения, что все процессы в обществе планируются и моделируются. То есть задолго до переворотов создаётся тяга к запретному, чтобы сознание подсознательно было готово к изменениям. Не обязательно политические перевороты, хотя, если брать факты, царскую династию России свергли, а к королевской династии Великобритании относимся с огромным уважением.
Давайте возьмём более простую и близкую тему - брак и ценности семейной жизни.
О чём рассказывает «Золушка»? О том, как её принц взял замуж за мягкий характер или умение дом вести? Вовсе нет – из-за интриги, которую она сумела создать своим исчезновением, хрустальным башмачком и молчанием во время танцев. А о чём могла разговаривать с принцем необразованная деревенщина? Только красота, платье и флёр неизвестности.
Это современная модель построения отношений. Инстаграмм для облегчения придумали. А готовую еду успешно в магазине покупаем. Чтобы гречку с рисом не промывать.
«Красная шапочка». Совсем другими глазами посмотрела на эту сказку, когда моя крестница показала мне… лет семь ей было – семью из трёх уточек разного размера.
- Папа, мама и дочка? – спрашиваю?
- Нет: бабушка, мама и дочка, - отвечает.
Модель семьи русского уклада – царь, царица и трое сыновей, умение жить вместе, развод как позор - ушла куда-то.
Ещё раз подчеркну – не только литература. Всегда комплекс, всегда система.
Но хороший маркетинг не отслеживает тенденции, которые начались в обществе, а просчитывает, что выгодно и начинает к этому готовить население задолго заранее.
Так, давайте ещё раз промежуточные итоги подведём:
- Каждая сказка – авторская и несёт в себе авторскую позицию, позволяющую адаптироваться в современном автору мире.
- Ценности, заложенные в сказке, тонко формируют мировоззрение и готовят сознание к определённым моделям поведения во взрослом возрасте.
- Этим процессом можно управлять.
Что я и предлагаю делать вам – думающим несмотря ни на что родителям.
Факт девятый: сказки стареют.
Чем больше временной разрыв между автором и читателем, тем дальше от читателя уходит текст и, как следствие, тем сложнее его перерабатывать.
Стэнд-ап, Ваня Усович, цитирую: "Камзол адъютанта был куц». Я понял – был. Это когда-что-то в прошлом… случилось у них".
Кроме шуток, реалии времени в бешеном темпе изменяются. Моя бабушка пользовалась корытом для шинкования капусты, я это видела, сын знает, что это, но я не уверена, что моему внуку нужно это слово.
Здесь два аспекта.
Нужно – в историческом аспекте. С точки зрения преемственности поколений. Было - не так давно - именно так, и понимать, что такое камзол, картуз и корыто не только гордо и эрудированно, но и демонстрирует уважение, развивает интерес к прошлому.
Но ни разу в жизни мой внук не произнесёт эти слова в активном использовании. Потому что их просто нет в современном мире. И тут я возвращаюсь к факту №5: сказка – первая платформа для взаимодействия родителей и ребёнка и она повторяется многократно.
Вот тут надо очень сильно включить мозги.
С одной стороны, оказывается, формируем мировоззрение. С другой – эрудицию и словарный запас.
Откуда взялось убеждение, что с ребёнком надо сюсюкать? Я в шоке была, увидев у друзей книжку, которые они читали сыну: «Качели кач-кач, мальчик беж-беж!» Доказывай потом, что повелительное наклонение глагола бежать «бежи!» не существует.
Дети интуитивно понимают слова, в том числе взрослые, в том числе длинные. Они ими играют, они их катают во рту, как камешки. Они ими питаются. Пусть лучше спросят, что значит, пусть лучше объясним. И чем шире словарный запас ребёнка, тем проще ему формировать смыслы и пользоваться рычагом, если репа удалась.
Исторические сказки, волшебные, приключенческие должны составлять не более, чем часть от современных, социальных, воспитательных – найдите для своих детей современных авторов, с которыми вы шагаете в ногу.
Факт десятый: у сказок огромная конкуренция.
Опять же гениальная теперь уже десятилетняя племяшка заявила деду, который вырос на книжных рынках и в ночных очередях за дефицитными изданиями: «Чтение – это скука смертная. Вы любили читать, потому что вам нечего было больше делать. Сами же говорили – компьютеров не было, смартфонов тоже».
Литературное произведение так же создаёт виртуальный мир, как и телевизор, компьютер, смартфон. Там тоже можно попасть в другую страну, в другой век, в приключения и отношения героев. Только гораздо проще этот процесс. Потому что когда смотришь кино, тебе не нужно знать названия всех частей одежды героев. И воображение тренировать не нужно – всё на экране и музыка ещё настроение создаёт. А ю-туб с удовольствием сформирует за тебя точку зрения, даже вдумываться не нужно. Как передвижения по куар-кодам связаны с отсутствующей эпидемией вирусного заболевания – зачем думать, сказали же.
Это опасные конкуренты, которые являются сильными агентами влияния. Им сложно противостоять даже взрослому человеку.
Кроме этого чтение конкурирует с темпом жизни. Живём быстрее, насыщеннее, нагрузки выше, информационный поток захлёстывает. Внимание клиповое, привыкли к яркому, быстрому, чтобы мелькало, переключалось.
Кроме этого чтение конкурирует с современными ценностями – книги НЕ рекламируют. Что угодно, но не книги.
Если всё это собрать, взвесить, подумать…
Задачей современного родителя не является развить у ребёнка любовь к чтению.
Его задача – развить у ребёнка способность самостоятельно мышлить, критически работать с информацией и сформировать мировоззрение – систему представлений о себе и принципов, которые помогут помогут ему успешно развиваться в этом мире с уважением к себе как к личности.
Для этого у нас есть лет десять от рождения ребёнка, дальше переходный возраст, другие сложности начинаются. И первая тема в этом марафоне – сказки.
Нет цели запихать ребёнка в книги, чтобы он мёл всё подряд. Есть цель организовать детско-родительское общение с основой на книги: читаем, обсуждаем, думаем.
Не перескажи, что запомнил, а расскажи, как ты понял. А почему так? Что стоит за этим поступком? А как можно было ещё?
Нет задачи экзаменовать ребёнка. Есть цель – включить его в свою думающую ячейку общества. Тогда, кстати, вопрос делиться ли с родителями снимется – привычка обсуждать совместно, с уважением к фактам, при чётком разделении эмоций и отношения к ним, с уважением к мыслям каждого и праву ребёнка на собственную позицию будет сформирована.
И здесь крайне важен выбор книг. Сказки появляются первыми.
Обращайте внимание на ценности автора. На стиль и слог изложения. На то, как книга помогает вам как родителям развивать своего ребёнка – его самосознание, самоуважение, самодостаточность. На отношения с другими людьми.
Сказка как и жизнь, не должна иметь однозначное решение, всегда есть варианты.
Будет ли ваш ребёнок думающим – зависит от вас.
Приглашаю вас в свои сказки - вдруг совпадём?
Сказки про принцев и принцесс посвящены развитию конкретных навыков и черт характера. В комментариях под любой сказкой можно написать, какую сказку было бы полезно прочесть вашему ребёнку.
После каждой сказки на моём канале есть вопросы, над которыми стоит задуматься, обсудить с детьми, вернуться к некоторым через какое-то время, на другом уровне осознания. Если возникают сложности, всегда можно написать мне в личку, я обязательно отвечу.
Подпишитесь на канал СОВРЕМЕННЫЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, и мои сказки станут вашим верным другом.
И БУДУ ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРНА РЕПОСТУ И РЕКОМЕНДАЦИЯМ В СОЦСЕТЯХ, поскольку искренне заинтересована в контакте с думающими родителями и их думающими детьми.