Сегодня День пограничника. Морские части погранвойск имеют к нему полное отношение. Давайте вместе заглянем в их историю - как возникли, как одевались, какие флаги поднимали на своих кораблях.
Начнём по-порядку.
Для регулирования внешней торговли лично Петром I был разработан проект Устава Комерц-коллегии. Проект предусматривал «… Комерц-коллегии иметь таможенные яхты с служителями, для всяких отправлений купеческих дел».
Таможенные яхты или гребные шлюпки имели государственные или военно-морские флаги. И под таким флагом, с барабанным боем, таможенный наряд торжественно поднимался на иностранное судно прибывшее в Российский порт.
В 1810 году только одна Санкт-Петербургская таможня вошла в государственную Коммерц-коллегию с ходатайством о постройке трех шестивесельных и трех четырехвесельных катеров (шлюпок) «с принадлежностью для выполнения функций по таможенному просмотру».
Однако со временем каждое ведомство обзаводилось своим ведомственным флагом, не исключением была и российская таможня. Впервые описание таможенного флага упоминается в Записке министра финансов от 2 сентября 1827 года :
По предварительному Высочайшему соизволению Вашего Императорского Величества, Министр Финансов имеет счастье представить на Высочайшее усмотрение рисунок флага светло-зеленого с белым Андреевским крестом.
Если Вашему Императорскому величеству благоугодно будет флаг сей утвердить, то Министр Финансов полагает: поставить оный, как на строение Кронштадской Таможни, так и на других Таможенных строениях, где окажется удобным, и особенно при портах... таковой же флаг должно иметь на всех таможенных судах, когда нет надобности, действовать скрытно...
Для начала, копнём-ка поглубже в тайны геральдики, ведь в своё время даже цвета имели вполне определённое значение. Зелёный в первую очередь символизировал изобилие, а также дружбу, вежливость и обходительность. Кому, как не таможенной службе взять его для своих символов?
При чём тут таможня? Дело в том, что первоначально пограничников как таковых не было (хотя тут можно поспорить - а богатырские заставы чем, если не погранцами были :) Но и когда морские пограничники таки выделились в отдельную службу, замыкались они всё-таки на таможенное ведомство. А оно в свою очередь подчинялось Министерству финансов. А Министерство финансов ещё с 1819 года использовало в своей символике зелёный цвет.
Но так как зеленый цвет оказался одинаковым для таможенных служащих и войсковых команд таможенной пограничной стражи, находившихся под крылом этого ведомства, то вскоре было решено в целях их различия - таможенникам оставить темно-зеленый цвет, а стражникам дать более яркий светло-зеленый. В последующие годы эта традиция закрепилась. Вот откуда идёт тот яркий зелёный цвет в атрибутике пограничников.
В 1868 г. учреждается Балтийская таможенная крейсерская флотилия, на которую возлагалась охрана границы «в таможенном, карантинном, политическом и полицейском отношениях». В 1872 году её флагманом стал один из "Варягов", винтовой корвет с богатейшей и удивительной историей
Все суда таможенных флотилий, являясь «частью военного флота», в мирное время находились в исключительном ведении Министерства финансов и несли флаг, вымпел и гюйс таможенного ведомства. Видимо, это было не совсем по нраву военным, поэтому в 1871 году главнокомандующий военно-морским флотом генерал-адмирал великий князь Константин ввёл для всех судов, выполнявших эти функции флаги такого образца:
Сколько не старался, лучшего изображения и более подробного описания этого момента я не нашёл.
В 1893 году отделение пограничного надзора Департамента таможенных сборов Министерства финансов России было преобразовано в Отдельный Корпус Пограничной Стражи. ОКПС подчинялся Министерству финансов. Встал вопрос о новой символике. Флаг ОКПС был принят в 1896 году и выглядел так:
А таким стал корабельный вымпел:
Как видите, зелёный цвет исчез полностью. Да и о какой дружбе и обходительности можно было говорить со стороны пограничников к нарушителям?
Вот несколько цифр за 1911-13 годы и как я понял, только о деятельности сухопутных пограничников: ... чинами ОКПС было произведено 18 969 выемок контрабанды на сумму 792471 руб., задержано при тайном переходе границы 17 967 нарушителей. С 1893 по 1914 стражники участвовали в 3595 боевых столкновениях с контрабандистами, в которых погибли 177 чинов стражи, 369 были ранены, убиты 1302 и ранены 1702 контрабандиста. Таможенный доход от службы стражников и объездчиков составил (млн. руб.): 218 в 1900, 239 в 1907, 306 в 1912, 370 в 1913, в то время как расходы на содержание корпуса в 1913 составили 14 млн. руб.
В 1901 году кормовой флаг кораблей ОКПС был снова изменён и как я понял, просуществовал в таком виде до конца империи:
В том же 1893 году начала вводиться и новая форма для морских пограничников.
Отличительными деталями были зелёные канты на обмундировании. Именно в ходе этих изменений для личного состава были введены тельняшки с полосами зелёного цвета, а на форменных воротниках (гюйсах) настрачивались три ряда светло-зелёной тесьмы.
И кстати, о званиях. До 1904 года офицеры имели, как это странно не выглядит, кавалерийские чины: корнет, ротмистр, подполковник . И лишь в том году были введены обычные морские звания с сохранением прежних знаков различия. А матросы красовались тельняшками с зелёными полосами до 1911 года, когда они были заменены обычными бело-синими.
О форме одежды моряков я писал и раньше:
Что можно рассказать о флотской рабочей одежде
О "швейных войсках" царского флота. В жизни или только на фото?
...................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь