В городах и весях Польши, похоже, скоро не останется ни одной трубы, возвышающейся над пейзажем с социалистических времён. Прошлое активно сносят, обучаясь непростой работе разрушителей, что называется, в полевых условиях.
Почему Польша — одна из самых успешных стран Восточной Европы?
Может быть, дело в характере поляков? Они упорно идут к цели, несмотря ни на что. Ошибки исправляют по ходу сносов. Судите сами.
Железобетонная градирня в Люблине стояла с середины 50–х годов, исправно выполняя свою прямую работу — охлаждала воду теплоэлектростанции в промышленных масштабах.
Решение о сносе приняли местные власти, за дело взялись польские специалисты, выбрав самый эффективный метод — взрыв. Дымовая труба потребовала 200 кг динамита, заложенных по окружности. Мощная конструкция осела, слегка завалившись на бок.
В Конине под снос попала 73–метровая труба, расположенная на территории сахарного завода «Гославице». Неработающее предприятие с жилыми и служебными зданиями (156 и 158 кв. метров) плюс хозяйственные и складские постройки (123 и 71 кв. метров) со свойственной полякам решимостью постановили взорвать.
Динамит заложили под самое основание призматической формы. То ли социалистический бетон исполнил свою последнюю песню, то ли взрыватели недомудрили, только рвануло с одной стороны, и труба повалилась плашмя, как срезанный в поле колос.
Дымоход в городе Лодзь (140 м) едва не сыграл злую шутку. После взрыва он театрально притормозил, выбирая направление, потом начал падать, надломившись у макушки. Зрители, оставшиеся за кадром, тревожно ахнули.
В Кракове сносили кирпичные трубы, расположенные в филиале ArcelorMittal Poland S.A. Первые 7 штук разобрали, под взрыв попали последние три. Стояла задача обрушить строения так, чтобы падающие конструкции снесли железобетонные остовы, всё ещё находившиеся на территории предприятия. Задача усложнялась тем, что на месте сноса оставались подстанция, служебные помещения, электроустановки, которые не должны были пострадать.
По всей видимости, в Кракове работала другая бригада взрывотехников. Снос труб с подрывом по окружности произошёл как по нотам — дымоходы осели, сложившись на небольшой площадке и накрыв обломками запланированные к вторичному разрушению остовы.
Пока у поляков толпы на контролируемые взрывы не собираются, а те, кто приходит, сильно рискуют. Стоит ли делать из разрушений шоу?