Эта публикация посвящена прикладной теории музыки для гитаристов.
Использование альтерации — самый простой способ получить большое количество интересных, новых по звучанию аккордов. Альтерированные аккорды используются не только в сложной академической музыке, но являются обычными в джазовой гармонии, а также часто присутствуют в рок-стилях (арт-рок, и даже «тяжёлые» стили рока). Альтерация — это способ внести разнообразие в звучание.
В классическом курсе гармонии к альтерации обычно относятся как к чему-то «сложному», помещая эту тему в конец учебников. Но возможны и гораздо более простые подходы. Несмотря на это, для понимания темы альтерации вы должны владеть базовыми понятиями лада, тональности и строения аккордов:
Целью данной статьи является не столько углубление в вопрос, сколько призыв к экспериментированию: просто попробуйте изменять аккордовые звуки, и вы получите много свежих звучаний.
Итак, альтерация — это «изменение». Альтерация аккордов — это изменение их ступеней. Если мы говорим о джазе и других неакадемических стилях, в 99% случаев не альтерируется основной тон аккорда. В отличие от этого, в академической музыке аккорд, построенный на альтерированной ступени соответствующего лада, может трактоваться как аккорд с альтерированной примой.
Тональность или лад можно рассмотреть как 17-нотную структуру (7 диатонических ступеней и 5 оставшихся, каждая из которых может быть записана двумя способами). Таким образом, 10 хроматических звуков тяготеют к семи диатоническим.
Из 7 диатонических ступеней строятся все основные аккорды данной тональности, а 10 оставшихся хроматических звуков могут служить их альтерированными тонами.
Основное правило: повышение ступени аккорда должно разрешаться в следующем аккорде вверх, а понижение — вниз, так как альтерация служит для целей обострения тяготений.
Таким образом, в аккорде G7♯5 нота ре-диез (его повышенная квинта) должна превратиться в ноту ми в аккорде С (его терцию), а нота ре-бемоль в аккорде G7♭5 (пониженная квинта) — в ноту до в аккорде С (основной тон).
Основными носителями доминантовой функции в мажоре являются септаккорды V и VII ступеней, а субдоминантовой функции — септаккорды II и IV ступеней. Эти аккорды и альтерируются чаще всего (хотя, альтерируются и остальные).
Что касается ступеней аккордов, то чаще всего альтерируются квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима, поскольку альтерация оставшихся тонов — основного тона или терции — приводит к слишком явному изменению класса аккорда.
Ещё одно правило альтерации в ладу (тональности) состоит в том, что альтерируются те ступени лада, где «есть целый тон». Например, повышение (альтерация) ноты ми в тональности до мажор привело бы к записи ми-диез (вместо законно существующей фа), что означало бы, скорее всего, уже модуляцию в другую тональность, где «законной» является нота фа-диез, а не чистая фа.
Одновременная альтерация нескольких тонов аккорда может приводить к полиаккордовому эффекту. Например, если в аккорде G7 повысить квинту и септиму (Gmaj7♯5 — соль, си, ре-диез, фа-диез), возникает звучание аккорда B (си, ре-диез, фа-диез) на басу соль.
Возможна одновременная альтерация одного аккордового тона в обе стороны, например аккорд G7♯5♭5. Правила разрешения альтерированных ступеней такого аккорда остаются такими же.
Как понятие, альтерацию можно рассмотреть как внедрение в аккорд хроматических проходящих и вспомогательных звуков. С точки зрения терминологии, само понятие альтерации применимо только в сочетании с понятиями «диатоника» и «хроматика», что характерно для европейской музыки. В некоторых музыкальных системах народной музыки такие понятия неприменимы, следовательно, неприменимо и понятие альтерации (то же самое во многом относится и к авангардной музыке XX века).