В начале 2000 годов управлял производством. Производили столярные изделия и еще керамзитобетонные блоки. Столярное производство требовало постоянных поставок доски хорошего качества, т.к. делали двери, окна, мебель.
Чтобы наладить поставки древесины, пришлось много поездить по лесхозам и частным пилорамам.
И вот в Нижегородской области такой поставщик нашелся. Парень из Молдавии взял в аренду пилораму, покупал кругляк и распиливал на доски.
Поскольку нам нужно было выбирать доску, то договорились, что когда он подготовит 60 - 70 кубометров доски, сообщает нам.
Из этого объема мы отбирали 25 кубов подходящего материала. Процесс выглядел так, работники поднимали доску длинной 6 метров шириной в среднем 30 сантиметров и толщиной 5 сантиметров, показывали ее нам с двух сторон, если она нам подходила то грузили в кузов, если нет, откладывали в сторону. Работа тяжелая, на погрузку уходило часов шесть. На пилораме работали только работники из молдавии, хотя неподалеку была небольшая деревня. На мой вопрос, почему на пилораме нет ни одного местного, хозяин пилорамы ничего не ответил, только махнул рукой. Я тогда подумал, что дает работу своим, приглашая из Молдавии, а местных игнорирует, потому-что молдаване земляки.
В один из наших приездов так получилось, что все работники пилорамы оказались в лесу на делянке у них там произошел какой-то аврал и быстро вернуться на пилораму они не могли. Долгий простой допустить мы не могли. Погода была теплая и сырая сосновая доска могла покрыться грибком, который портил весь вид древесины.
Решил пойти в деревню и поискать там работников. Деревня была небольшая, всего одна улица. У одного из домов играла детвора, подойдя поближе увидел троих мужиков сидящих на лавочке. Подойдя поздоровался и предложил подзаработать, объяснив что от них требуется. Работа оказалась им знакома, и они обсудив со мной цену, сказали, что возьмут еще троих и через час будут на пилораме.
В назначенное время они были на месте. Приступили к работе, сначала думал, что будут долго возиться, но оказался не прав. Работа у них спорилась, все получалось быстро и хорошо. Эти ребята затратили на погрузку меньше времени, чем работники пилорамы.
Когда работа заканчивалась, подъехал еще один покупатель. Подошел ко мне и спросил про рабочих. Я ему сказал чтобы он сам договаривался с ними о работе и оплате. К тому же для него не требовался выбор доски и сама доска по параметрам в два раза легче той, которую грузили нам. Работы было от силы на два часа. Когда он после переговоров сказал, что мужики не согласны, я подумал, что он не умеет договариваться или жмотит, дает маленькую цену. Он озвучил сумму которую готов заплатить за работу, и я ему честно говоря не поверил, это была такая-же сумма которую мы заплатили за работу, только для погрузки его машины требовалось как минимум в половину меньше затрат как физических, так и временных. Подумав, что человек не умеет договариваться, решил помочь и сам подошел к мужикам.
Они спокойно собирались домой. Все мои доводы, что у них нет постоянной работы, и что такой шанс может выпасть не скоро, о легкости работы и о том, что им сегодня повезло и есть возможность заработать в два раза больше денег, вообще не возымели на мужиков никакого действия. Они даже не собирались вступать в полемику со мной, поднимать цену. Я был в полном недоумении, это было выше моего понимания.
Уже уходя с пилорамы один из мужиков, увидев мой непонимающий взгляд, видимо все таки решил объяснить свои действия.
Он остановился и сказал - “ денег, которые ты нам заплатил, хватит чтобы неделю пить, а через неделю, кто-нибудь еще предложит работу, зачем нам сегодня перенапрягаться”. Этот ответ вообще поверг меня в шок. Выходит, идя на работу они даже не планировали тратить заработанные деньги на семью, не планировали купить какую-нибудь сладость детям. Все мысли были о выпивке.
Видимо стакан для них, предел стремлений.
Еще не раз в жизни сталкивался с такой ситуацией, когда люди довольствовались малым, причем речь не об алкоголе. Людей устраивает мизерная зарплата, главное чтобы их не нагружали, хотя по своим возможностям могли изменить ситуацию.
Когда в себе замечаю это довольствование достигнутым, сразу вспоминается этот случай на пилораме, и быстро нахожу себе мотивацию для движения.