Зарождение.
Веб-комикс или, если угодно, вебтю(у)н, как таковой зародился у наших азиатских братьев, а если конкретнее - у корейцев. В отличие от Японии, где общепринят и почитаем совсем другой, более классический вид комиксов, именуемый мангой, Корея сделала упор на инновации. Убрав излишнюю громоздкость и перенеся все в веб формат, являющийся крайне удобным для чтения на мобильном устройстве, был создан новый, «удобный» вид привычных нам иллюстрированных работ. В Корее он получил название «манхва», а авторы, рисующие их, стали величаться манхваками.
Распространение.
Рассчитанные для чтения на смартфонах манхвы быстро приобрели популярность. Со временем они стали выходить за пределы страны, дойдя сначала до Китая, переименовавшего их в маньхуа, а после и до запада, который стал гордо (но, признаться, не слишком оригинально) величать их OEL-мангами, не исключая при этом классический вариант - вебтюн.
В каждом из этих уголков земли для веб-комиксов нашлось отдельное, только им предназначенное, местечко. Манхвы уютно разместились на Naver’е, который, по сути своей, является более продвинутым аналогом нашего Яндекса (пусть и намного более крупным), совмещающем в себе сервис для чтения веб-комиксов, новостной портал, онлайн-магазин и многое другое. Маньхуа же разбрелись, в большинстве своём, по издательствам и множеству разного рода сайтов. Из самых популярных и мне известных, в пример могу привести Kuaikan Manhua и AC.QQ.
Более интересным порталом является WEBTOON, релиз которого состоялся в 2004 году уже упомянутыми Naver. Изначально, этот проект позиционировал себя как сайт, на котором можно было увидеть легальные переводы манхв на английский язык. Однако, время шло, политика менялась и совсем скоро на WEBTOON стали появляться оригинальные работы. Помимо этого, сервис стал разрастаться и занял далеко не только Европейско-американский рынок. Тот же Китай с распростертыми объятиями принял его и занял почетное место среди сайтов-читалок. Его главным соперником стал Tapas. Однако, в отличии от своего конкурента, Tapas предпочитал брать пример с Naver, позволяя себе публиковать не только комиксы, но и, к примеру, новеллы. О них мы, к слову, еще поговорим в одной из следующих статей.
За короткое время веб-комиксы снискали невероятный успех. Они разбрелись по всему миру и затронули Россию. Правда, к сожалению, только в виде переводов названных выше видов произведений. Но даже не смотря на плачевное состояние комикс-индустрии в России, за рубежом все очень даже неплохо.
Вебтюны смогли открыть для себя путь, ранее доступный лишь авторам из страны восходящего солнца - аниме. Адаптации манги уже не первый десяток лет являются одним из основных достояний Японии. Еще несколько лет назад нельзя было и подумать, что совсем скоро веб-манга сможет соревноваться с обычной, черно-белой и классической в праве перейти из «бумажного» формата в телевизионный. Но такие произведения как «Tower Of God», «Noblesse», «The God Of High School» и несколько других стали первооткрывателями, начавшими, без малого, новую эпоху японской анимации.
В заключение хочу сказать, что веб-комиксы, пусть и являясь для нашей страны чем-то чуждым, уже сейчас начинают медленно, но верно, входить в жизнь тех многих представителей последних поколений. И, кто знает, может и мы когда-нибудь сможем открыть для себя этот формат в том другом виде, в котором он известен другой половине мира.
А за сим откланяюсь.
Спасибо за прочтения и до встречи.