Обе компании не выплатили в положенный срок штрафы в размере 4 млн рублей за нарушение законодательства о персональных данных, но юристы мало верят в перспективы такого «взыскания».
Facebook и Twitter не заплатили штрафы в размере 4 млн рублей за отказ локализовать данные россиян. Об этом пишет «Ъ» со ;ссылкой на источник, близкий к Роскомнадзору. В отношении обеих компаний решение суда вступило в силу в середине марта текущего года, и на выплаты им отводилось 60 дней. В течение этого периода штрафы выплачены не были, после чего документы передали в Федеральную службу судебных приставов (ФССП).
Напомним, мировой суд Таганского района Москвы оштрафовал Twitter и Facebook по статье о нарушении законодательства в области персональных данных (часть 8 статьи 13.11 КоАП) — каждую компанию на 4 млн рублей. За год до этого в отношении компаний уже заводили дела по той же причине, тогда их оштрафовали на три тысячи рублей каждую. Twitter штраф заплатил, хотя и попытался оспорить его в Верховном суде РФ, а вот Facebook проигнорировал решение Таганского суда. В базе ФССП американский интернет-гигант до сих пор числится в должниках:
В 2019 году наказание за отказ переносить данные россиян на территорию РФ было ужесточено, а штрафы возросли до 6 миллионов рублей (повторный — до 18 млн).
Основная проблема во взыскании штрафов с Twitter и Facebook в том, что компании не имеют юридической прописки в России, поэтому приставы при всем желании выполнить взыскание не смогут, говорит председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.
В России и других государствах есть институт признания и приведения в исполнение судебных актов, но он имеет механизмы реализации только для гражданско-правовых споров, а не публично-правовых, к которым относится разбирательство между Роскомнадзором и Facebook, объясняет он. Чтобы у России появились такие механизмы, необходимы соглашения между МИДом и органами других стран, исполняющими функции, аналогичные работе Роскомнадзора.
В числе правовых методов воздействия на Facebook есть только два: принудительное исполнение решения и блокировка, констатирует директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан. Для первого потребуется привлечение МИДа и Минюста, не исключено, что потребуется и подтверждение судебного решения со стороны американского суда, отмечает она, «это длительный путь, и его эффективность маловероятна». По сути, правовых методов воздействия, кроме блокировки, не осталось, штрафы следующего уровня — до 18 млн руб.— тоже невозможно будет взыскать, считает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Инициатива об ограничении рекламы, по мнению экспертов, также неочевидна. «Предложение следует всесторонне проработать, иначе механизм может ударить по российским пользователям, которым реклама нужна для развития бизнеса»,— предупреждает Александр Журавлев. По мнению Карена Казаряна, такие меры просто нереализуемы, поскольку Facebook и так официально рекламу в России не продает, а плата за размещение происходит с карт физических лиц или через посредников, что «невозможно запретить».
В нашем Telegram-канале мы публикуем свежие новости и аналитику в области защиты цифровых прав и недопустимости интернет-цензуры. Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе!
Вы всегда можете поддержать нашу деятельность. Пожертвования позволяют нам противостоять неадекватным законодательным инициативам и защитить пользователей от агрессивного правоприменения.