Найти тему
Школа ПСИХОСЕНСОРИКИ

Люди, играющие в психологические игры. Вам какие игры нравятся?

выйди из оков Сценария!
выйди из оков Сценария!

Родоначальником теории и практики транзактного анализа, описывающего ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, является Эрик Берн, автор ставших классическими произведений «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Многие его последователи обогатили теорию и практику ТА своими наработками.

Сегодня ТА, при наличии у того, кто его применяет, понимания, опыта-практики и творческого подхода – один из мощнейших инструментов работы с психикой человека.

В основе ТА лежат три направления:

1. Анализ Эго - описание Эго-структуры психики в понятиях «Внутренний Ребенок» (Дитя), «Внутренний Взрослый» и «Внутренний Родитель».

Это так называемая РВД-модель, точно отражающая факт того, что в человеческой психике остаются своеобразные «психические органы», сформировавшиеся в детстве, в возрасте до 5-7 лет.

Эти органы относительно автономны, часто действуют в обход текущего уровня сознания и склонны действовать в соответствии со стереотипами мышления, чувствования и поведения периода раннего детства, когда они формировались в психике и закреплялись в физическом теле.

Анализ Эго-структуры позволяет оценить основные особенности устройства личности и ее персональные уникальные качества, а также степень психологической зрелости.

2.
Собственно транзактный анализ – описание основных закономерностей взаимодействий между психическими органами РВД-модели, так называемых «транзакций».

Например, «Внутренний Ребенок» одного человека может взаимодействовать в реальной жизни с «Внутренним Ребенком» другого человека (или его «Внутренним Родителем», возможно – с его «Взрослым».

Это взаимодействие приводит к определенным результатам, повторяющимся и предсказуемым.

Благодаря этому, при понимании человеком того, как это происходит, возможно эффективное управление самим собой (своей психикой) и эффективное взаимодействие с другим человеком.

Также происходит понимание собственных и чужих основных ошибок общения и взаимодействия , которые приводят к негативным последствиям в практической жизни человека.

Вслед за этим пониманием приходит возможность исправления и недопущения подобных ошибок в настоящем и будущем.

3. Сценарный анализ. Овладение описанием структуры психики (РВД – модель), понимание типов и видов транзакций (взаимодействий) приводит к пониманию того, как это всё разворачивается во времени – от зачатия ребенка до смерти человека.

Всё, что происходит в период от зачатия до смерти, собственно, и составляет
Жизненный сценарий личности.

Это практически неосознаваемый план жизни, сформированный самим человеком в раннем детстве (до 5-7 лет) в результате обработки и усвоения огромного потока информации, поступавшей в психику и тело человека через все имеющиеся анализаторы – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и другие системы восприятия.


Формирование сценария напоминает
загрузку и установку в компьютер операционной системы – программной оболочки, которая впоследствии будет обрабатывать определенным образом (более эффективно и без ошибок, либо менее эффективно и с ошибками) всю поступающую информацию.

Сценарный анализ – способ изучения психики, позволяющий понять основные личные принципы ее функционирования на протяжении всей жизни.

Современный ТА располагает развитой объяснительной базой и мощными практическими инструментами и техниками.

Также методология ТА прекрасно сотрудничает и объединяется с другими подходами – с системным подходом к семье, с психофизиологией, с НЛП и другими современными направлениями описания структуры и функций психики.

Понятием
«Внутренний Ребенок» сегодня пользуются многие специалисты из разных сфер «человековедения».

Воспользоваться объяснительными и практическими возможностями ТА может практически любой человек, желающий преодолеть свои негативные эмоциональные состояния, ошибки восприятия и мышления, желающий изменить свое неэффективное поведение.

ТА помогает улучшить имеющиеся отношения и осознанно строить взаимодействие с другими людьми не на основе «психологических игр» и неосознаваемого привычного сценарного поведения (так называемого «регулярного наступания на грабли»), а исходя из осознанного выбора вариантов.


Конечно, есть
некоторые ограничения в использовании данного инструмента.

Это, например, существенные перекосы Эго-структуры личности, например – наличие
догматичного и твердолобого «Внутреннего Родителя», категорически запрещающего все формы самоисследования и самопознания внутреннего психического мира «Ребенку».

Это может привести даже уже у взрослого, неглупого человека к внезапной «тупости» и «непонятливости» при чтении литературы по ТА, обсуждении подобных тем со специалистом, вплоть до головных болей, ощущения ломоты во всем теле (внутренние «побои»).

Такие люди часто
высмеивают психологию в целом, называя ее «бредом сумасшедшего», «кормушкой для психологов», «ловушкой для простаков» и так далее. На самом деле это свидетельствует о серьезной внутренней травме данного человека, к которой ему больно прикоснуться, и он научился защищаться с помощью обесценивания и насмешек. К счастью, подобные ситуации встречаются не так часто.

Также ограничением может стать наличие особой формы «трагического» или «драматического» Жизненного Сценария, не предусматривающего осознания человеком причин неблагополучия, а предписывающего влачить жалкое существование до конца дней своих (позиция «Жертвы»).

Даже получив возможность расстаться с этой жизненной позицией, человек часто не желает воспользоваться такой возможностью, так как это угрожает потере «вторичных выгод» от позиции «Жертвы» - «Меня же перестанут жалеть и сочувствовать! Не дождетесь!»

Но даже в этих случаях есть некоторая возможность изменить ситуацию и при помощи специалиста по ТА добиться понимания сценарных ошибок и перекосов и достичь существенных улучшений в жизни.

А вы хотите узнать свой Жизненный Сценарий и изменить его?

Можно записаться на
Цикл групповых занятий или на личную консультацию.

Семейный психолог, Андрей Туровец.