Найти в Дзене
StudyDrive

Учитель-дефектолог: нормативно-правовая база деятельности

обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Он не является врачом, но эта специальность находится как бы на пересечении медицины и педагогики. Это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Учитель-дефектолог может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация
недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков.
На сегодняшний день суще

Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается изучением,
обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Он не является врачом, но эта специальность находится как бы на пересечении медицины и педагогики. Это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Учитель-дефектолог может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.

Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация
недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков.
На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии. Учитель-дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям.

Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме.

Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют
проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением), дизартрия (неясная, смазанная речь), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует
ее развитие.
Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения, деменция), аутизм (психическое расстройство). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого, олигофренопедагог оказывает помощь детям,
которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью), помогает находить общий язык со сверстниками.

-2

Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, в современном мире
является востребованной. Работать дефектологом без высшего образования невозможно. Профессию получают после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование». Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т.д. В результате освоения программы можно заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:
- корректировать нарушения развития; -разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы; - изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями; - давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Во время учебы в вузе студенты овладевают методиками диагностики различных заболеваний и отклонений, получают знания по профильным дисциплинам, но главное – учатся ответственности, доброжелательности и настойчивости.

Учителю-дефектологу необходимо обладать знаниями документально-правовой базы, представляющей собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности учителя-дефектолога в системе специального образования.
В перечень нормативной документации входят:
Международные документы:
1. Декларация прав ребёнка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.).
Федеральные документы:
1. Конституция РФ;
2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020
года от 29 декабря 2014 г. № 2765-р;
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
6. Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах,
учителях- дефектологах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
7. Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения
диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
8. Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908 (с изм. от
06.08.2009) «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
11. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
12. Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и
дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную»;
13. Письмо Министерства образования РФ от 18.04.2008 «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ».
14. Распорядительно-нормативные документы (административные
распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Наряду с этим существуют документы, регламентированные ФГОС первого и второго поколений, для детей с ограниченными возможностями здоровья, на которые также учитель-дефектолог может ссылаться в своей работе:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Локальные:
1. Устав образовательного учреждения;
2. Правила внутреннего трудового распорядка;
3. Другие нормативные локальные акты школы.

Спасибо за проявленный интерес! Подписывайтесь на канал и узнавайте о нормативно-правовом аспекте образовательной деятельности, открытии учебного центра, лицензировании и аккредитации образовательной деятельности и многом другом.