Сегодня мы вспомним и поговорим о двух картинах режиссёра Николая Досталя, вышедших на экраны с 15-летним разрывом. Речь о трагикомедиях «Облако-рай» (1990) и «Коля – перекати поле» (2005). Вторая является прямым продолжением первой. Рекомендую к просмотру!
Облако-рай
Действие первого фильма – «Облако-рай» – происходит в самом начале 90-х. Скучная и унылая жизнь в провинциальном городке, в котором всё распланировано и предсказуемо, нарушается одним событием. Главный герой – Коля, который порядком всех достал назойливостью, вдруг возьми да и ляпни для пущей значимости, чтобы хоть кто-то обратил на него внимание:
«Я уезжаю на Дальний Восток к другу, зовёт работать».
И вы себе не представляете, что тут началось. Коля превратился в личность «номер один» и его стали собирать в путь всем миром. Не обошлось здесь и без комически-трагических обстоятельств. Кстати, действие фильма происходит в течение одного дня, впрочем, как и второй картины.
Коля – перекати поле
Вторая часть: «Коля – перекати поле». Прошло больше десяти лет, после того как наш главный герой уехал в неизвестность на Дальний Восток ловить удачу за хвост. Вернувшись в родной провинциальный городок. А здесь всё на тех же местах, всё те же лица, те же гаражи и заборы, только вот бывшие соседи его сразу не узнают. Но это длится не долго и вот уже Филомеев мчится в гараж за своим ещё тёплым самогоном. Пир горой, но Коля опять ни ко двору – есть одно обстоятельство (о нём не расскажу, чтобы не испортить впечатление от просмотра), которое не может позволить ему остаться в родном городе. Коля становится угрозой размеренной жизни земляков, и ему, как и в прошлый раз, приходится выдумать историю, которая перевернёт всё с ног на голову…
Без чемодана человек, как дерево
Не берусь утверждать, что этот фильм изначально был задуман как дилогия, но смотрятся эти картины как единое целое, весьма органично, дополняя друг друга. Трудно не заметить в них социо-политический подтекст. В первой части главные герои живут в позднеперестроечный период на пороге распада Советского союза. Поэтому общее желание многих героев фильмов вырваться за рамки их тесного мира, здесь приобретают вполне себе конкретные очертания в до боли знакомых декорациях. Вырваться хотят все – это общее желание, но способны на поступок единицы. Колю же можно сказать выталкивают из его родного города, решая свои задачи: «Чемодан – святое дело! Без чемодана человек, как дерево, всю жизнь на одном месте».
Во второй части, вернувшись в родной город, он возвращается и в новую эпоху – эпоху рыночных отношений, праворульных тойот и китайских фейрверков. Однако всё это лишь внешняя атрибутика – город как метафора страны, как был городом спрессованной безнадёги, так таким и остаётся. Живой здесь только Коля – шалопай. Но именно он способен взять на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу близких людей и именно он принимает решение поступить, как и прежде нетривиальным образом. Это правда, смешно, но в тоже слёзы на глаза наворачиваются от такой родной и неповторимой экзистенциальности.
Актёры
Актёрский состав фильмов весьма колоритен, замен во второй части не было, однако добавилось несколько новых персонажей. Но вот посмотрите: Сергей Баталов (друг Коли Федя), Алла Клюка (возлюбленная Коли), Ирина Розанова (жена друга), Владимир Толоконников (сосед-самогонщик Филомеев), Лев Борисов (сосед, умудрённый опытом)… Однако сделал этот фильм актёр Андрей Жигалов, без его участия этот фильм потерял бы душу – такая органика случается редко. Кстати, Андрей Жигалов окончил цирковое училище и по специальности – клоун. В настоящий момент он много гастролирует и выступает со своими программами за рубежом, в кино он снимается мало, а жаль. И ещё важный момент – все песни для двух фильмов он сочинил и поёт сам.
Друзья, всем приятного просмотра или пересмотра! Обязательно делитесь мнением по поводу увиденного в комментариях.
Алексей Двоеглазов
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, нажав на эту ссылку. Пожалуйста, по возможности поделитесь этим материалом в своих соцсетях.
Возможно вас заинтересуют мои другие тексты:
Как фильм «Белый Бим Чёрное ухо» чуть не получил «Оскар» и почему он не был популярен в США (жмите на ссылку)
Почему российская чёрная комедия «Папа, сдохни» провалилась на родине, но была признана за рубежом (жмите на ссылку)