Почему наше старое кино лучше нового
На очень популярный ныне вопрос: «Почему советские фильмы такие интересные, а современные российские такие скучные?» - можно отвечать правильно и долго, начиная с того, что не все в советском кинематографе было так уж идеально, как и в российском - плохо. Но можно ответить просто и коротко: «Потому что киноиндустрия СССР по мощи сравнима с Голливудом, а российская - нет».
Киноиндустрия СССР - это несколько центральных киностудий, по своей национальной в каждой республике, плюс (к центральному «Союзмультфильму») отдельные в каждой республике для съемок анимации, например, ныне почивший в бозе «Киевнаучфильм», где в советские времена работали Давид Черкасский и Владимир Дахно и где родилась «украинская школа анимации». Плюс телестудии на каждом телевидении. Да еще так называемые «студии любительского кино»!
Не забудем и то, что, если фильм был снят и одобрен, его без проблем выпускали в прокат. Прокатчикам это не очень нравилось, но - что поделаешь - обязаны. Показ иностранных фильмов, на которых без проблем можно было сделать план, ограничивала квота.
Но вернемся к тому, что не так плохо, в контексте фильмов о войне: это «Звезда» (16+) Николая Лебедева (2002). Критика встретила эту экранизацию повести Эммануила Казакевича неоднозначно. Однако, если сравнивать ее только с непосредственным предшественником - «Звездой» (12+) Александра Иванова (1949), то лента Лебедева однозначно лучше. Ну а если не только?
«Звезда» Иванова в свое время попала под проработку с примечательной формулировкой - «за нарушение героями уставных требований» и подверглась основательной переделке, включая доснятый хеппи-энд, которого у Казакевича нет. Кинематографисты это запомнили и, хотя повесть даже официально считалась советской классикой, старались ее не касаться. Однако сама военно-приключенческая тема продолжала оставаться в центре внимания.
Парадоксально, но ведь это затронуло и Тарковского. Чему посвящено «Иваново детство» (16+)?
Будничной работе фронтовой разведки во время Великой Отечественной! Пройдет несколько лет, и под художественным руководством Тарковского (именно так в титрах) снимут уже чисто военный боевик «Один шанс из тысячи» (16+), по фабуле близкий «Звезде» - о рейде разведгруппы в тыл немцев.
Кстати, снят был «Один шанс из тысячи» на Одесской киностудии (ныне, по сообщениям украинских СМИ, успешно «распиленной»), знаменитой в СССР именно военно-приключенческой специализацией.
Примерно в те же годы на «Беларусьфильме» (за любовь к соответствующей тематике прозванном самими кинематографистами «Партизанфильмом») выйдет мини-сериал «Обратной дороги нет» (12+).
Герои - не разведчики, а партизаны, но сама структура сюжета - опять-таки «звездная»: группе партизан необходимо совершить дальний рейд, чтобы доставить оружие для организации массового побега военнопленных.
А уже в 80-е на Литовской киностудии великим Витаутасом Жалакявичусом будут сняты картины «Отряд» (16+) (о группе красноармейцев, пробивающихся к своим летом 1941 года, кстати, первая роль Сергея Гармаша и одна из первых Александра Феклистова) и «Воскресный день в аду» (12+) - о двух военнопленных, бежавших из лагеря и скрывающихся на территории немецкого военного санатория под видом отпускников. И вторая лента - это уже отклик на «Один шанс из тысячи», где немцами-отпускниками представляются советские диверсанты. Обе картины были высоко оценены критикой («Воскресный день…» и сейчас называют одним из лучших советских военных фильмов - среди актеров Юозас Будрайтис и Ингеборга Дапкунайте) и награждены советскими «Оскарами» (да-да, мало кто знает, но в СССР много лет каждый год проводился Всесоюзный кинофестиваль, на который представлялись все снятые на советских студиях фильмы).
Так что если бы в СССР очень хотели, то вполне могли бы снять и еще одну «Звезду». Просто, памятуя о судьбе фильма 1949 года, не очень-то хотели.
Возвращаясь к «Звезде» Николая Лебедева, нужно отметить еще одно ее достоинство - относительную военно-историческую достоверность. Во всяком случае, известный военный историк Алексей Исаев именно ее назвал в этом отношении примером всем современным режиссерам.
И потому сериал «Диверсант» (16+) я упомяну, но рекомендовать все-таки не стану.
Несмотря на неплохие сценарий и режиссуру, хороший актерский состав, все-таки, если в фильме о войне видны «дыры» даже на уровне школьного учебника истории, тратить время на него (если вы не кинокритик), наверное, не надо.
Один из наиболее популярных современных военно-детективных телесериалов - «Ликвидация» (16+), действие происходит в Одессе в 1946 году. Кино получилось. Старались! И воздух времени, и убедительная игра прекрасных актеров (режиссер Сергей Урсуляк знает, как с ними работать) заставляют смотреть до конца, хоть и к реальности это никакого отношения не имеет.
По стилю режиссуры «Ликвидация» очень похожа на «Место встречи изменить нельзя» (12+). Однако сюжет - это совсем другой советский сериал, «Противостояние» (16+) Семена Арановича (1985). Где тоже действие развивалось после войны (правда, в 1970-е годы), и тоже был неуловимый предатель, приспешник гитлеровцев. И который по своему художественному уровню вполне сравним с сериалом Говорухина.
Однако и у него был предшественник - снятая в 1974 году в том же жанре «Совесть» (12+). Сюжетная схема аналогичная: завязка сюжета - побег военнопленных, но основные события происходят много позже.
Как видим, соревноваться с советским Голливудом, даже с учетом присутствия новых технологий и отсутствия Главлита, поди попробуй! Вот некоторые и не соревнуются - а просто берут готовые сюжеты.
«Действие картины начинается накануне Великой Отечественной войны… Германия еще не напала на Советский Союз, но в Москве уже действуют диверсанты, с которыми борются советские контрразведчики» - это отрывок из синопсиса нового телесериала «Перевод с немецкого». Утверждается, что сценарий создан на основе одноименного романа Марины Постниковой… Ну-ну. А я вот тут же вспомнил классический «Подвиг разведчика» (6+) Бориса Барнета, где завязка идентичная и который был снят еще в 1947 году.
Впрочем, может быть, я не прав? Был ведь роман «Шпион» Бориса Акунина (и его экранизация, снятая в 2011 году, с Данилой Козловским), который тоже местами напоминал «Подвиг разведчика» (6+) - и никто его за это не упрекал. А может, стоило?
Впрочем, «Подвиг разведчика» у нас то и дело показывают, и при желании каждый может сравнить, у кого шпионский детектив получился лучше.