Ямы на дорогах – это не только неудобно, но еще и опасно. Половина ДТП случается из-за плохого состояния дорожного покрытия. Хватит это терпеть.
Бесит яма на дороге. Что делать?
Сначала нужно понять, чья это дорога. Почти всегда территория от фасада до улицы — это муниципальная зона И сама дорога, по которой ездят машины, — тоже собственность города. Плюс к муниципальному пространству относится поворот во двор. Все, что глубже фасада, — это уже собственность жильцов.
Еще есть сервитуты — междворовые и межквартальные проезды. Они также принадлежат городу.
Это важно, потому что жаловаться в администрацию на ямы во дворе жилого дома бесполезно — содержать дорогу должны сами жильцы. Если вы сомневаетесь, кому принадлежит дорога, обращайтесь к квартальному — у того есть все карты.
Это обычная городская дорога. В этой яме за день бьется по сто машин. Куда жаловаться?
В администрацию Екатеринбурга. Описываете проблему в свободной форме, прикладываете несколько фотографий: крупный план повреждения и яму в перспективе так, чтобы можно было легко определить ее местоположение. Оставляете свои данные и выбираете, как хотите получить ответ: на электронную почту или на почтовый адрес. Чтобы достичь большего эффекта, нужно агитировать всех соседей и знакомых также отправлять жалобы. Потому что иногда чиновники считают, что раз не поступает жалоб, значит, и проблем нет, и можно ни о чем не заботиться.
С момента, как вы нажали кнопку «Отправить сообщение», у мэрии есть 30 дней на ответ.
Что происходит после того, как я отправил жалобу?
Письмо приходит в администрацию города, оттуда распределяется в район. В местной администрации письмо получает заместитель главы района по благоустройству, а тот дает задание квартальному. Квартальный идет проверять вашу жалобу — действительно ли на том месте есть яма. Он фотографирует повреждение и пишет в районный ДЭУ (дорожно-эксплуатационный участок), чтобы те его устранили.
И что, так сразу они и починят?
Обычно процесс ямочного ремонта занимает неделю-две.
А если яма напротив подъезда во дворе?
Тут вам муниципалитет не поможет. Нужно собрать жильцов, принять решение о ремонте и собирать деньги. И уведомить об этом управляющую компанию — в ежемесячные квитанции, как правило, не заложены деньги на ремонт асфальтового покрытия. Нужно будет заплатить за асфальт и его укладку.
Откуда вообще берутся ямы?
Дорога разрушается из-за трещин в асфальте. В трещину попадает вода. Весной и осенью, когда вода то замерзает, то оттаивает, асфальт разламывается. Машины едут по дороге и выбивают разломанный участок. Затем из асфальтовой проплешины вываливается щебень, и образуется глубокая яма.
Как чинят ямы?
Обычно ямы образуются весной, когда тает снег. Если что-то критическое случается зимой, прореху закатают холодным асфальтом (если ваше районное ДЭУ его припасло).
Если яма свежая, ее, скорее всего, отсыпают срезкой. Это мелкая асфальтовая крошка, которая достается ДЭУ бесплатно во время ремонта дорог. Асфальт резали — крошка осталась. Эту срезку засыпают в яму и утрамбовывают.
Засыпали, и все стало хорошо?
Нет, ямочный ремонт — это временная мера, которой хватит от силы на год. В следующем сезоне срезка выбьется, и все станет еще хуже. Единственный способ, чтобы ямы больше не было никогда, — срезать трещину в асфальте. То есть вырезается квадрат дорожного покрытия и заливается горячим асфальтом с помощью катка.
Что делать, если я не хочу писать жалобы каждый год?
Если вы хотите ездить по ровным дорогам, нужно, чтобы их нормально ремонтировали — срезали старые куски и заливали новые. Но, по словам общественников, на это денег не хватает. Несмотря выделяемые из бюджета средства, хорошо отремонтировать получается только 6–7% площади дорог, а нужно не меньше 10 ежегодно. Для того, чтобы стимулировать чиновников расширять план ремонта дорог, необходимо активнее включаться в общественную работу: привлекать внимание к проблемным участкам пикетами, автопробегами, писать на форумах, в соцсетях и жаловаться в СМИ. Любая активная гражданская позиция приведет к тому, что эту дорогу включат в приоритет и сделают.