Найти в Дзене
Мир творческих людей

Какая она, сказка в двадцать первом веке?

Кто и зачем пишет сказки? Кому вообще это надо, если все возможные сюжеты давно придуманы, миллион раз рассказаны и выучены наизусть? Ответ прост. Сказки пишет тот, в чьём сердце живёт вера в чудо, кто искренне, от всей души жаждет волшебства, кому не хочется превращать реальность в череду одинаковых, как две капли воды, дней. Такова писательница Марина Ермакова, автор книги «Приключения Бабы-Яги и кота Баюна».

Свои сюжеты Марина строит вокруг известных персонажей из фольклора. Но место и время действия изменены:

«Рядом с деревенькой Экстремалово в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках жила Баба-Яга со своим котом Баюном. Летала она также в ступе на метле, делала привороты и снадобья. А кот Баюн целый день лежал на солнышке и даже мышей не ловил. Баба-Яга ругала кота, перестала его кормить и грозилась, что выгонит из избушки Баюна».

А следовательно, волей-неволей меняются характеры героев, их привычки и истории, которые с ними случаются.

Итак, двадцать первый век,

«Баба-Яга полетела в город под названием “Путь в никуда”, где люди появлялись на улицах очень редко, потому что общались по интернету, заказывали продукты и товары тоже по интернету, и работали по интернету…»

В чём отличие новой сказки от канона? Если начать разбираться, то вскоре станет очевидно — во всём. Ибо нельзя оставаться в привычных шорах, когда жизнь несётся вперёд со скоростью ветра и так же стремительно мельтешат перед глазами картинки калейдоскопа бытия.

От классики осталось лишь наличие поучительного смысла, ибо без него сказка потеряет свою главную функцию — учить читателя уму-разуму («Красоту не удержать без добра. Красота в душе должна быть, тогда многое станет достижимо»), и, конечно, волшебство, а иначе сказка превратится в реалистичную прозу и, наверное, уже вовсе не для детей, а для их родителей:

«Время было за полночь. Город весь спал. Взлетела она высоко и стала из кувшина разбрызгивать над городом свой отвар. И полетели вниз маленькие разноцветные шарики. Шарики были наполнены послушанием. Они попадали в сны спящих детей и жили там».

А ещё от обычной, привычной сказки в новую пришло ощущение праздника. Ибо каждый ребёнок вне зависимости от того, что его окружает, хочет веселья и ищет его во всём. Значит, не имеет смысла вычёркивать его, чтобы создать нечто инновационное. Напротив, нужно привносить больше праздничной радости на страницы, как сделала Марина Ермакова:

«Ёлка зажглась, и Баба-Яга проснулась, да как завизжит по-яговски, и давай плясать. Тут и началось веселье в избушке на курьих ножках. Всем праздника хочется. Особенно на Новый год».

Вот такая сказка в двадцать первом веке. Новая и старая, каноничная и инновационная в одном флаконе, про героев, которых вроде бы давно знаешь, но при этом они почему-то выглядят совсем не так, как мы привыкли. По сути, это отдельный литературный жанр, который находится вне шаблонов и лишён утопических клише, тянущих читателя в давно отмершее прошлое. И в этом жанре преуспела автор книги «Приключения Бабы-Яги и кота Баюна» Марина Ермакова.

Пресс-служба издательства "Союз писателей"

👉 При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете👈
Статья не является научным исследованием. Автор оставляет за собой право модерации комментариев.
По вопросам сотрудничества, издания книг и размещения рекламы обращайтесь на эл. почту izdat@soyuz-pisatelei.ru
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌

Читайте также: 👇👇👇

Добро и зло в сказке и в жизни

Владимир Шаинский: композитор детства

Александр Татарский: повелитель пластилина